Заправка холодильника фреоном своими руками — инструкция, как заправить

Разновидности фреона

Фреоны для холодильников бывают четырех типов:

  1. R134a полностью безопасен для человека и окружающей среды, не взрывается и не воспламеняется.
  2. R12 не приведет к удушью, потому как объема из одной охладительной системы для этого не хватит. При температуре выше 330 °C R12 токсичен. Производители редко используют его в холодильниках. Разрушает озоновый слой.
  3. R22 при температуре выше 250 °C токсичен. Встречается в старых моделях. Разрушает озоновый слой.
  4. R600а опасен только в высокой концентрации, которой не достигнуть объемом одного агрегата. Используется в большинстве холодильников.

Если возникла утечка, необходимо как можно скорее обнаружить и устранить причину

Важно также восстановить объем фреона в компрессоре

От чего зависит стоимость?

На стоимость влияет ряд факторов:

  • Тип хладагента. Подбирается в зависимости от рекомендаций производителя к конкретной модели холодильника;
  • Количество фреона в системе для качественной циркуляции и охлаждения камер;
  • Стоимость фильтра-осушителя;
  • Сложность выполнения работ (тип охлаждающей системы, расположение магистрали и другое).

Важно знать, что заправка хладагента является сопутствующей работой. Общая стоимость формируется в зависимости от причин утечки и особенностей поломки

Узнать точно сколько стоит заправка холодильника фреоном можно только после вызова специалиста

Обратите внимание, что по телефону озвучивается только цена на заправку без учета диагностики и устранения дефектов

Основные причины, указывающие на недостаточный уровень фреона

Заправка холодильного оборудования фреоном может понадобиться в следующих случаях:

  • Утечка хладагента — чаще всего происходит на соединениях. Также неисправность возникает при механических повреждениях магистралей;
  • После устранения засоров в капиллярном трубопроводе;
  • После замеры компрессора;
  • Перезаправка системы.

Особенности выполнения работ

После определения причины утечки или выполнения каких-либо ремонтных работ, связанных с холодильными магистралями, специалисты нашей компании выполняют следующие работы:

  • Замена фильтра-осушителя для обеспечения герметичности и исключения проникновения влаги в систему;
  • Проверка герметичности контура перед заправкой;
  • Вакуумирование магистралей для полного удаления воздуха и влаги;
  • Заправка фреоном с применением специализированной заправочной станции.

Оставить заявку на вызов мастера можно по телефону или онлайн. При необходимости срочного восстановления к Вам приедет специалист в течение одного часа в любой район Москвы. Мы гарантируем это, так как при формировании коллектива учитывали то, чтобы адреса проживания наших сотрудников были равномерно распределены по городу. При этом наши мастера имеются и на окраинах, в спальных районах, что обеспечивает возможность оперативно выехать в область.

Работы проводятся в официальном порядке с оформлением договора и предоставлением гарантии. Цена озвучивается сразу после диагностики и не меняется в ходе ремонта. Мы будем рады предоставить Вам лояльный прайс, профессионально восстановить исправность холодильника.

Устройство и принцип работы разных видов холодильников

Все холодильники имеют общий принцип работы, но, в зависимости от модели и используемой охлаждающей установки, особенности процесса поддержания низкой температуры в камере могут отличаться.

Однокамерные и двухкамерные холодильники

Однокамерные и двухкамерные холодильники работают примерно по тому же принципу. Главное отличие состоит в работе испарителей. Старые двухкамерные агрегаты оборудованы одним испарителем для обеих камер. В новых моделях есть испаритель в каждой камере, которые полностью изолированы друг от друга.

В однокамерных холодильниках испаритель размещен в верхней части рефрижератора, под которым располагается поддон. Его закрытие и открытие регулирует подачу холодного воздуха в основную холодильную камеру. Чтобы не допустить появление излишнего конденсата на стенках, в холодильнике предусмотрена капиллярная трубка.

В двухкамерных же холодильниках испарители выполняют роль разделительной перегородки теплоизоляции. В такой системе хладагент закачивается в испаритель через капиллярную трубку и передается во второй только в том случае, когда его температура падает ниже нуля. Когда второй испаритель тоже обмерзает, включается термореле, которое приостанавливает работу компрессора.

Компрессорные холодильники

Компрессорный холодильники работают на основе компрессорной системы. Это самый распространенный тип устройства холодильника. Они удобны в использовании и обслуживании, а также расходуют не так много электроэнергии.

Компрессорные холодильники, в основном, производят Atlant, Indesit и Stinol. Такие модели состоят из двух основных компонентов:

  • компрессор — мотор, который может быть инверторным или линейным. При его запуске фреон перемещается по трубкам системы, обеспечивая равномерное охлаждение основной и морозильной камер;
  • конденсатор — змеевидная система трубок, расположенная на задней внешней части корпуса холодильника, которая выводит в окружающую среду тепло, вырабатываемое компрессором;
  • хладагент — изобутан или фреон, который перемещается по системе холодильника, охлаждая ее;
  • вентиль для осуществления терморегуляции — поддерживает постоянное давление для равномерной циркуляции хладагента.

За счет этого приводится в действие компрессор, который сжимает фреон и создает определенное давление, необходимое для его передвижения по трубкам всей системы. При попадании в конденсатор, хладагент превращается в жидкость.

Далее хладагент выводится в фильтр-осушитель, очищается от влаги и проходит по трубкам капиллярной системы, снова попадая в испаритель. После этого компрессор снова начинает перегонку фреона и весь цикл повторяется заново. Когда температура достигнет нужной отметки, реле автоматически отключает двигатель.

Абсорбционные холодильники

Абсорбционные холодильники работают на основе циркуляции и испарения аммиака, который выступает в роли хладагента. В качестве абсорбента действует аммиачный раствор на воде.

При включении холодильного агрегата в генераторе производится нагрев рабочей жидкости (аммиачного раствора). Когда температура достигает отметки кипения, аммиак начинает превращаться в пар, который выводится в конденсатор.

Далее аммиак превращается в жидкость и попадает в испаритель, где смешивается с водородом. Резонанс давления приводит к испарению сжиженного аммиака, при котором выделяется тепло.

Аммиачный пар передается в адсорбер с очищенной водой. Полученный раствор поступает в генератор-кипятильник и цикл повторяется по новой, пока температура достигнет нужного уровня.

Холодильник с технологией «No Frost»

Холодильники с технологией No Frost (с англ. «без мороза»), позволяют эксплуатировать его без частых разморозок. Это возможно благодаря полному выводу влаги из холодильной системы, за счет чего в камере не образуется наледь.

Главный принцип технологии заключается в том, что после каждого полного цикла работы автоматически запускается режим оттаивания. Реле активирует испаритель, из-за чего лед начинает таять, а вся влага выводится наружу и полностью испаряется. В остальном, принцип работы холодильника такой же, как и в обычных моделях.

Так как в холодильнике с технологией No Frost не образуется лед, его можно размораживать только один-два раза в год, во время очистки и мытья. Основным недостатком при этом является увеличенное потребление электроэнергии за счет непрерывной работы вентилятора.

Подготовка к заправке

Начинать подготовку к заправке кондиционера необходимо с его чистки. Это позволит добиться оптимальной производительности все компонентов системы и, соответственно, исключить погрешности измерений, связанные с отклонением режимов работы от оптимальных.

В чистке нуждаются фильтры внутреннего блока сплит-системы и ее наружный блок.

Обслуживание последнего ведут в следующей последовательности:

Желательно провести механическую очистку

  1. Обесточить оборудование.
  2. Провести механическую очистку:
    • убрать грязь и пыль с наружной стороны кожуха;
    • демонтировать его;
    • удалить изнутри корпуса скопившийся мусор.
  3. Выполнить промывку. Для этого:
    • закрыть полиэтиленом электронный блок, чтобы исключить попадание воды;
    • влажной губкой удалить пыль и загрязнения с лопастей и элементов конструкции вентилятора;
    • аналогичным образом очистить конденсатор;
    • ручным пылесосом удалить пыль в труднодоступных местах.
  4. Произвести чистку радиатора. Для этого воспользоваться специальными щетками, промыть ячейки водой под напором или использовать пароочиститель.
  5. Установить кожух, оставит до полного высыхания влаги.

Следующим этапом подготовки является проверка системы на герметичность. Если скорость утечки хладагента превышает допустимую (те же 8% в течение сезона), скорее всего, есть проблемы с герметизацией соединений. Найти место серьезной утечки можно в процессе визуального осмотра магистралей и мест соединений.

Если найти проблемное место простым осмотром не удалось, помогут другие методы с использованием:

  • Мыльного раствора. Хорошо работает если предполагаемое место утечки известно.

  • Галоидного искателя. Использует эффект изменения цвета пламени при взаимодействии с парами хлора. Может применяться только на оборудовании с хлорсодержащими фреонами.
  • Воды. Требует предварительной закачки азота в контур и погружения деталей системы в воду, что не всегда удобно.
  • Ультрафиолетового красителя. В газ, закачиваемый в систему добавляют УФ-краситель, который обозначает место утечки. Найти его легко с ультрафиолетовой подсветкой.

Мнение эксперта
Старостин Константин Адреевич
Специалист по монтажу и обслуживанию кондиционеров

Если есть подозрение на утечку из-за негерметичности соединений или компонентов системы, следует удалить из системы хладагент, закачать ее азотом, провести поиск проблемных мест, устранить неполадки, выполнить опрессовку и вакуумирование системы.

Опрессовка системы представляет собой закачку контура азотом через манометрический коллектор. Закачку осуществляют по допустимому давлению в контуре (указано в технической документации и на шильдике устройства).

После достижения давления подача азота в систему прекращается. В герметичной системе давление будет оставаться константой, если утечки сохранились – продолжится стравливание азота. В этом случае процедуру поиска проблемных мест и опрессовки следует повторить.

Вакуумирование

После того как восстановлена герметичность (система опрессована) выполняют вакуумирование:

  1. Подключают к манометрическому коллектору вакуумный насос.
  2. Запускают насос, открывают газовый вентиль.
  3. Давление в системе контролирую по показаниям манометра.
  4. При достижении минимума, насос отключают.
  5. Закрывают газовый вентиль.

Необходимость заправки холодильника

У фреона нет ограничений в сроке эксплуатации. Необходимость в заправке холодильника возникает в том случае, когда вещество частично или полностью перестало циркулировать в компрессоре – если произошла утечка.

Причиной утечки становятся механические повреждения самого холодильника или его составляющих. Если вы вдруг повредили внутреннюю поверхность, и послышалось шипение – это выходит фреон. В остальных случаях определить утечку по внешним признакам, скорее всего, не получится – фреон не имеет ни запаха, ни цвета.

Признаки, позволяющие заподозрить утечку:

  • морозильная камера перестала выполнять холодильную функцию, что привело к скорой порче продуктов;
  • образование лужи под холодильником – признак того, что продукты в морозильнике тают;
  • возникли наросты снега внутри холодильника, коррозия по периметру дверцы;
  • холодильник перестал работать – фреон из компрессора улетучился полностью;
  • мигает индикатор, сообщающий, что температура выше необходимого значения.

Чтобы выяснить, сколько фреона в холодильнике и какого он типа, надо найти эту информацию в техническом паспорте или посмотреть на специальной бирке, имеющейся на каждом компрессоре холодильника.

Сколько фреона в кондиционере?

К сожалению, возможность с абсолютной точностью измерить количество оставшегося хладагента в системе отсутствует. Вместе с тем, всегда можно определить, какие рабочие параметры на данный момент имеет кондиционер. Для этого рекомендуем обратиться к специалистам, обладающим специальными знаниями и оборудованием.
Для расчета требуемого количества фреона нужно владеть информацией об определенных технических характеристиках конкретной сплит-системы. Обычно к наружным и внутренним блокам кондиционера прикрепляются таблички, на которых отражена необходимая информация: марка фреона, его «стандартное» количество. Указанного количества обычно хватает на сам кондиционер, а также 3-10 метров трассы. Однако, за точными значениями необходимо обратиться к технической документации для конкретной модели кондиционера.
В данной таблице показано примерное «стандартное» количество фреона для бытовых сплит-систем разной холодопроизводительности. 

Мощность

Холодопроизводительность, кВт.

Количество фреона, гр.

07 kBTU

2 – 2.2

500 – 700

09 kBTU

2.5 – 2.8

600 – 750

12 kBTU

3.6 – 3.9

800 – 900

18 kBTU

5 – 5.4

1100 – 1200

24 kBTU

6 – 6.4

1400 – 1700

Далее необходимо измерить длину трассы. В случае если ее длина превышает стандартную, на каждый дополнительный метр трассы необходимо предусмотреть определенное количество хладагента. Конкретные значения можно получить из официальных каталогов, либо узнать у производителя. В среднем на каждый метр добавляют 15-30 г

фреона, однако это будет зависеть от модели бытового кондиционера и его мощности.
Важно учесть и то, что каждая климатическая система имеет конкретные ограничения по максимальной длине трассы и перепаду высот между блоками. В случае несоблюдения этих норм кондиционер может сломаться

Причины утечки хладгента

Если говорить коротко, то причина утечки фреона – это нарушение герметичности холодильного контура. Но причины возникновения такой ситуации могут быть очень разными. Случайное механическое воздействие, оказанное на элементы холодильного контура или на компрессор, могут стать причиной такой неисправности.

Поломка компрессора практически неизбежно вызывает необходимость заливки фреона. Даже если хладагент при этом останется в контуре, его все равно придется заправлять при замене неисправного элемента. Низкое качество капилляров, по которым перемещается фреон, или их износ также часто вызывает разгерметизацию системы.

Если места соединения отдельных элементов холодильного контура смонтированы неправильно, со временем они могут ослабнуть, хладагент будет вытекать через появившиеся щели.

Если загрязнение капиллярных трубок произошло из-за замерзания попавшей внутрь контура влаги, прочистить их не сложно. Но иногда такой засор происходит в результате накопления загрязнений от частичек выгоревшего машинного масла. Фильтр-осушитель эти вещества не улавливает, они постепенно накапливаются внутри узких трубочек и образуют препятствие для свободной циркуляции хладагента.

Если сломанный компрессор необходимо заменить новым, придется вскрывать холодильный контур и после замены выполнить закачку новой порции фреона

Хотя утечка фреона в такой ситуации не наблюдается, чтобы нормализовать работу системы, придется вскрыть холодильный контур.

После прочистки капилляров придется восстановить его герметичность, а затем ввести в систему новый хладагент взамен утраченного.

Перед началом работ по заправке следует выявить причину утечки и устранить ее. Для этого нужно осмотреть контур, чтобы понять, где именно это происходит.

Чтобы выявить место утечки фреона с помощью мыльного раствора, нужно исследовать состояние в местах соединения трубок, а также там, где заметны следы масляного загрязнения

Если осмотр результатов не дал, можно воспользоваться мыльным раствором. В систему при этом подается воздух под небольшим давлением.

Мыльный раствор наносят на поверхность трубок, места соединений и т.п. Он будет пузыриться в местах протечек. Обрабатывать таким образом весь контур нецелесообразно и небезопасно.

Проще будет сначала проверить самые слабые и подозрительные области: места соединений, а также участки, где имеются следы загрязнения техническими маслами.

Для точного определения точки повреждения контура и утечки хладагента используется течеискатель – прибор, который реагирует на конкретную марку фреона

Если мыльный раствор не дал результатов, для определения места утечки хладагента следует использовать течеискатель или пригласить опытного мастера. Это не универсальный инструмент, конкретный прибор обычно настроен реагировать только на определенную марку хладагента.

Его можно использовать для выявления мест утечки не только перед их устранением, но и после окончания заправки контура, чтобы убедиться в достаточно высоком качестве выполненных операций.

Если этого не сделать, можно упустить какой-нибудь недочет. Некачественный ремонт проявится примерно через две недели, все работы придется выполнять заново.

Кроме устранения протечек не помешает также проверить функционирование других элементов системы. Недостаточное количество фреона нередко приводит к повышенному износу отдельных деталей. Если не устранить причины, которые вызывают нарушение герметичности, очень скоро придется снова приступать к ремонту, закачивать хладагент и т.д.

Этап 4 — Слив масла из компрессора

  • Отсоедините компрессор от системы.
  • Откройте всасывающий патрубок или смотровое стекло (если оно есть).
  • Медленно переверните компрессор на бок и слейте масло через всасывающий патрубок компрессора или через открытое смотровое стекло.
  • Примечание: большие спиральные компрессоры оборудованы дренажным штуцером и позволяют слить масло в вертикальном положении. В этом случае наддуйте сторону низкого давления компрессора сухим азотом.
  • При необходимости, возьмите на анализ некоторое количество масла.
  • Перед тем, как установить компрессор на место или поставить смотровое стекло, замените все старые прокладки на новые (прокладки на всасывающем и нагнетательном патрубках, прокладку на смотровом стекле). Проверьте старое масло на содержание кислоты, используя испытательный комплект.
  • Установите новый фильтр-осушитель. Если тесты показали наличие в масле кислоты, необходимо использовать фильтр с антикислотным патроном. После нескольких дней работы с антикислотным фильтром-осушителем, когда из системы будет удалена кислота, его необходимо заменить стандартным фильтром-осушителем.

Что такое фреон и в чём причина его утечек из холодильника

Чтобы понять, что такое фреон и зачем он нужен, можно провести простую параллель с человеческим организмом. «Сердцем» в данном случае выступает компрессор холодильника: устройство, обеспечивающее циркуляцию хладагента по магистралям охлаждения

А вот сам хладагент в данном случае будет «кровью», жизненно важной для работы всего «организма». Отойдя от подобных сравнений, можно сравнить фреон с антифризом в системе охлаждения автомобиля

Контур системы циркуляции хладагента по холодильным камерам состоит из внутренней и наружной части. Во внутренний контур поставляется жидкий фреон, который, «впитывая» в себя тепло из камеры, переходит в форму газа. После этого газ попадает во внешний контур, направляется сквозь испаритель и двигатель, отдавая попутно тепло окружающему контур воздуху, и снова превращается в жидкость, после чего цикл повторяется.

Основной причиной «выветривания» фреона из системы охлаждения можно назвать повреждение одной из линий её контура. Контур может повредиться вследствие:

  • неаккуратной транспортировки холодильника;
  • случайных физических воздействий;
  • заводского брака или использования изготовителем некачественных исходных материалов;
  • неправильного монтажа системы;
  • накопления в системе частиц выгоревшего масла, препятствующих циркуляции охлаждающего вещества (в этом случае контур остаётся неповреждённым, но всё же вскрытие его для ремонта необходимо);
  • некачественного ремонта и множества других факторов.

Какой бы ни была причина, системе необходима локализация места утечки и дозаправка фреона.

Это интересно: Ремонт электрочайника: как разобрать и устранить причины неисправности

Как заправить холодильник своими руками?

После подготовительных мероприятий, можно приступать к работе. Заправить домашний холодильник фреоном своими руками можно в несколько этапов:

К сервисному патрубку компрессору присоединяется клапан Шредера. Через него будут проводиться все газообразные вещества;
Первоначально нужно произвести опрессовку контура воздухом при помощи насоса. Это делается во избежание утечек через неплотности трубок. Сохранение давления при закачке свидетельствует о герметичности системы, а если этот уровень падает – необходимо найти повреждения трубки и запаять их;
Следующий этап – продувка контура азотом. Газовый баллон подключается к клапану Шредера. Продувка позволяет удалить влагу из трубок перед заправкой;
Затем нужно поменять фильтр-осушитель на новый. Для этого старый фильтр срезается с конденсатора и на его место монтируется новый. К новому осушителю нужно подключить капиллярную трубку и тщательно запаять место соединения

Важно сделать это быстро, чтобы в систему не проникал воздух и влага.
Подключение оборудования к вакуумной станции. К его левому входному отверстию подводят клапан Шредера, установленный на компрессоре, центральный подключают к фреоновому баллону, правый – к насосу.

Важным этапом работ является продувка и вакуумирование контура рефрижератора. От него зависит работоспособность прибора в будущем и качественная заправка

  • Затем осуществляется вакуумирование контура, то есть откачка азота из трубок. При этом из него также удаляются остатки жидкости. Не стоит торопиться закончить с процессом вакуумирования, контур нужно очищать в течение 15-20 минут.
  • Баллон с хладагентом перед заправкой нужно взвесить на точных весах. В процессе наполнения контура следует отслеживать по весу количество вещества, поступившее в холодильник. Весы должны давать максимально точные показания вплоть до граммов;
  • Чтобы закачать систему, нужно открыть вентиль с хладагентом и проследить по весу, когда трубки будут полностью заполнены. Точное количество вещества указано в инструкции к прибору;
  • По завершению работ, следует отключить клапан Шредера и запаять сервисный патрубок компрессора.

Техника подключения оборудования на заключительном этапе работ по заправке контура охладителя хладагентом

Вред фреона и его влияние на озоновый слой

Хладагенты, которые используются в бытовой технике, являются негорючими и безвредными для людей.

Фреоны R-12, R-22 чаще всего используется в промышленности. Хладон-22 относится к веществам 4-го класса опасности, по шкале «вредности». При значительной концентрации эти фреоны  вызывают у человека сонливость, спутанность сознания, слабость переходящую в возбуждение. Может вызвать обморожение при попадании на кожу в жидкой фазе.

Новые фреоны (R134A, R-404, R407C, R507C,  R410A и др.) безопасны для человека и окружающей среды, поэтому все ведущие производители климатической техники используют именно эти марки фреона.

Причиной уменьшения озона в стратосфере и образование озоновых дыр является производство и применение хлор- и бромсодержащих фреонов. Попадая после использования в атмосферу, они разлагаются под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца. Высвободившиеся компоненты активно взаимодействуют с озоном в так называемом галогеновом цикле распада атмосферного озона.

В связи с пагубным влиянием озоноразрушающего фреона R22, его использование в США и в Европе  год от года сокращается, где с 2010 года официально запрещено применять этот фреон. В России также запрещен импорт холодильного оборудования, в том числе кондиционеров промышленного и полу-промышленного класса. На замену фреону R22 должен прийти фреон R410A, а также R407C.

Подписание и ратификация странами ООН Монреальского протокола привело к уменьшению производства озоноразрушающих фреонов и способствует восстановлению озонового слоя Земли.

Для измерения «вредности» фреонов была введена шкала, в которой за единицу был принят озоноразрушающий потенциал фреона R-13, на котором работает большинство старых холодильников. Потенциал фреона R-22 равен 0.05, а новых озонобезопасных фреонов R-407C и R-410A — нулю. Поэтому к настоящему времени большинство производителей, ориентированных на европейский рынок были вынуждены перейти на выпуск кондиционеров, использующих озонобезопасные фреоны 407C и R-410A.  Для потребителей такой переход означал повышение как стоимости оборудования, так и расценок на монтажные и сервисные работы. Это было вызвано тем, что новые фреоны по своим свойствам отличаются от привычного R-22.  Новые фреоны имеют более высокое давление конденсации — до 26 атмосфер, вместо 16 атмосфер у фреона R-22. Таким образом, все элементы холодильного контура кондиционера должны быть более прочными, а значит и более дорогими.

Озонобезопасные фреоны не являются однородными, то есть они состоят из смеси нескольких простых фреонов.  Например, R-407C состоит из трех компонентов — R-32, R-134a и R-125. Это приводит к тому, что даже при незначительной утечке из фреона сначала испаряются более легкие компоненты, изменяя его состав и физических свойства. После этого приходится сливать весь ставший некондиционным фреон и заново заправлять кондиционер. В этом отношении фреон R-410A является более предпочтительным, поскольку он является условно изотропным, то есть все его компоненты испаряются примерно с одинаковой скоростью и при незначительной утечке кондиционер можно просто дозаправить.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий