Почему сжиженные и сжатые газы хранят в баллонах? Виды емкостей + правила эксплуатации

Сосуды Дьюара

Сосуды Дьюара предназначены для хранения и транспортировки сжиженных газов, работ с охлаждающими смесями, хранения веществ при низких температурах, выполнения различных исследований в области низких температур.

Сосуды Дьюара представляют собой двухстенные сосуды цилиндрической или шаровой формы, стеклянные или металлические, у которых пространство между стенками вакуумировано. Теплообмен в сосудах Дьюара, в основном, происходит за счет теплопроводности вдоль стенок сосуда и лучеиспускания. Теплообмен за счет теплопроводности можно снизить, применяя сосуды с узким горлом и высоковакуумную изоляцию, а также уменьшая остаточное давление в межстеночном пространстве. Снижение теплообмена за счет лучеиспускания в стеклянных сосудах достигается тем, что внутренние стенки сосудов посеребрены или покрыты медной пленкой, чтобы зеркальная поверхность отражала лучи.

Сосуды Дьюара бывают цилиндрические и шаровой формы, узко- и широкогорлые, различной вместимости.

Цилиндрические стеклянные сосуды лабораторного назначения выпускаются на деревянной или пластмассовой подставке, вместимостью от 250 до 3700 см3, шарообразные – в защитном проволочном или металлическом кожухе, вместимостью от 500 до 5000 см3. Вместимость металлических сосудов 5, 15, 25 и 50 л.

Металлические сосуды Дьюара имеют на средней части круговую полосу: для азота – черную, с надписью желтого цвета «Азот»; для кислорода – голубую с надписью черного цвета «Кислород»; для аргона – черную с надписью желтого цвета «Аргон»; для воздуха – черную с надписью белого цвета «Воздух».

При работе с металлическими сосудами Дьюара следует руководствоваться действующей «Инструкцией по эксплуатации и хранению металлических сосудов Дьюара».

Металлические сосуды Дьюара наполняют жидкими газами через металлическую воронку с трубкой, которая должна быть значительно длиннее горловины сосуда. В сосуде не должно быть влаги и посторонних предметов

Сжиженный газ необходимо заливать осторожно во избежание выброса жидкости из горловины

Запрещается: закрывать пробками горловины сосудов Дьюара, протирать внутреннюю поверхность горловины ветошью и другими обтирочными материалами, а также использовать сосуды в качестве тары для других веществ; хранить органические вещества вблизи сосуда Дьюара, в котором содержится жидкий кислород; проводить операции с жидкими воздухом и кислородом руками, загрязненными маслом; курить и пользоваться открытым огнем в помещении, где находятся заполненные жидким кислородом сосуды Дьюара; применять для охлаждения чистый жидкий кислород, не разбавленный жидким азотом в объемном соотношении 1:3.

Жидкие газы при попадании на тело человека вызывают обморожение. При работе с сжиженными газами необходимо пользоваться прорезиненными или кожаными рукавицами.

Пункт 523

«Не допускается наполнение газом баллонов, у которых:

а) истек срок назначенного освидетельствования, срок службы (количество заправок), установленные изготовителем;

б) истек срок проверки пористой массы;

в) поврежден корпус баллона;

г) неисправны вентили;

д) отсутствуют надлежащая окраска или надписи;

е) отсутствует избыточное давление газа;

ж) отсутствуют установленные клейма.

Наполнение баллонов, в которых отсутствует избыточное давление газов, проводят после предварительной их проверки в соответствии с инструкцией наполнительной станции»

Пояснения: Бывают ситуации, когда некоторые компании отказываются наполнять баллоны, ссылаясь на какие-то нормы. И правильно делают, поскольку только их соблюдение гарантирует безопасность.

Необходимо, чтобы все вышеописанные пункты правил по работе с газовыми баллонами были соблюдены. Это делается не из-за вредности, поскольку если попытаться наполнить баллон с повреждениями арматуры, корпуса или другими нарушениями, последствия могут оказаться плачевными — вы, как минимум, потеряете сосуды.

Устройство и принцип работы углекислотного редуктора

Углекислотный редуктор производит подачу газа под требуемым давлением, а также перекрытие клапана подачи СО2 из баллона при прекращении сварки. Конструкция узла включает в себя:

  1. Впускающий клапан.
  2. Уплотняющие элементы.
  3. Камеру с регулирующей мембраной.
  4. Выпускающий клапан.
  5. Верхнюю пружину.
  6. Управляющую пружину.
  7. Присоединительный штуцер.
  8. Корпус.
  9. Два манометра, которыми контролируется давление двуокиси углерода на входе и выходе.
  10. Запорный вентиль.

Обычный однокамерный углекислотный редуктор работает следующим образом. Газ под давлением (которое контролируется манометром) из баллона поступает во входной штуцер. Пройдя в камеру, поток СО2 преодолевает сопротивление пружины, и отжимает её вниз, в результате чего газ поступает в полость камеры. Поскольку площадь её сечения значительно больше, чем площадь проходного сечения штуцера, то давление газа в камере понижается. Это изменение фиксируется вторым манометром.

Разрешена ли перевозка газовых баллонов

Перевозка пропана, кислорода, а также аргона и некоторых других газов в сжатом виде в легковом автомобиле допускается. Но существует немало оговорок, которые при этом следует соблюсти. Связано это с тем, что сжатый кислород, как и прочие газы, находясь под высоким давлением, представляет собой груз, относящийся к категории опасных. Законодательно право на такие перевозки зафиксировано в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 22.12.2016) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30.09.1957).

Эти документы позволяют определить, сколько газовых баллонов можно перевозить без разрешения в зависимости от категории их содержимого. А в разъяснении, изданном Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (№ 13/2–121 от 26.07.2006) конкретизируется возможность осуществлять перевозку аргона сжатого, ацетилена растворенного, кислорода сжатого и пропана, находящихся в баллонах емкостью по 50 л. без соблюдения требований Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Положительный или отрицательный ответ на вопрос о том, можно ли перевозить газовый баллон в легковом автомобиле, зависит от целого ряда факторов. Таковыми являются: содержимое газобаллона, «соседство», в котором ему придется находиться в процессе транспортировки, размещение и фиксация газобаллонов в автомобиле и др. Имеется свод правил, регламентирующих возможность перевозки в каждом конкретном случае.

Правила перевозки газовых баллонов

Прежде чем думать, как перевезти газовый баллон в легковом автомобиле, нужно убедиться в исправности его самого и позаботиться о том, чтобы избежать подозрений в нарушении закона со стороны сотрудников ГИБДД. Для этого после заправки емкости сжатым газом ее нужно обязательно проверять на герметичность. А на каждый заправленный газобаллон необходимо нанести маркировку в виде надписи, содержащей название транспортируемого газа и знаки его опасности. Основные правила транспортировки газовых баллонов заключаются в следующем:

  • перед началом перевозки полагается проверить на исправность целостность баллона с газом, его заглушек и арматуры;
  • перевозка газовых баллонов автомобильным транспортом допустима исключительно в багажнике ТС, но не в салоне;
  • в багажнике автомобиля каждую емкость со сжатым газом следует жестко фиксировать так, чтобы избежать возможности ее перемещения. Использовать для этого допустимо веревочные крепления, деревянные бруски с гнездами соответствующих размеров, резиновые кольца. Выбор в пользу того или иного средства крепления должен в первую очередь зависеть от качества дорожного покрытия;
  • расположение газобаллонов в автомобиле должно быть горизонтальным, каждый их ряд может состоять не более чем из 3 единиц. Общее количество емкостей (и их масса) не должно превышать предельно допустимую грузоподъемность автомобиля. Направление расположения вентилей газобаллонов – в сторону салона;
  • в багажнике не должны находиться предметы, перемещение которых в процессе движения автомобиля может привести к ударам по баллонам с газом;
  • вместе с газобаллонами в багажнике автомобиля запрещено транспортировать взрывчатые и/или легковоспламеняющиеся объекты.

Дополнительные ограничения, которые необходимо соблюдать, чтобы не допустить взрыв газового баллона в автомобиле:

  • запрещено превышать предельно допустимую норму для наполнения баллона сжатым газом;
  • не рекомендуется перевозить газобаллоны в жаркие летние дни, поскольку сжатые газы могут реагировать на чрезмерное повышение температуры снаружи емкостей;
  • нельзя курить в непосредственной близости от автомобиля, загруженного баллонами со сжатым газом;
  • запрещено останавливать транспортное средство возле мест возгорания объектов (т. е. открытого пламени).

Ацетиленовые баллоны

Питание постов газовой сварки и резки ацетиленом от ацетиленовых генераторов связано с рядом неудобств, поэтому в настоящее время большое распространение получило питание постов непосредственно от ацетиленовых баллонов. Они имеют те же размеры, что и кислородный. Ацетиленовый баллон заполняют пористой массой из активированного древесного угля (290- 320 г на 1 дм3 вместимости баллона) или смесь угля, пемзы и инфузорной земли. Массу в баллоне пропитывают ацетоном (225-300 г на 1 дм3 вместимости баллона), в котором хорошо растворяется . Ацетилен, растворяясь в ацетоне и находясь в порах пористой массы, становится взрывобезопасным и его можно хранить в баллоне под давлением 2,5-3 МПа. Пористая масса должна иметь максимальную пористость, вести себя инертно по отношению к металлу баллона, ацетилену и ацетону, не давать в процессе эксплуатации. В настоящее время в качестве пористой массы применяют активированный древесный дробленый уголь (ГОСТ 6217-74) с размером зерен от 1 до 3,5 мм.Ацетон (химическая формула СН3СОСН3) является одним из лучших растворителей ацетилена, он пропитывает пористую массу и при наполнении баллонов ацетиленом растворяет его. Ацетилен, доставляемый потребителям в баллонах, называется растворенным ацетиленом.

Рисунок 2 – Ацетиленовый баллон

Максимальное давление ацетилена в баллоне составляет 3 МПа. Давление ацетилена в полностью наполненном баллоне изменяется при изменении температуры:

Температура, °С-5510152025303540
Давление, МПа1,341,41,51,651,81,92,152,352,63,0

Давление наполненных баллонов не должно превышать при 20°С 1,9 МПа.

При открывании вентиля баллона ацетилен выделяется из ацетона и в виде газа поступает через редуктор и шланг в горелку или резак. Ацетон остается в порах пористой массы и растворяет новые порции ацетилена при последующих наполнениях баллона газом. Для уменьшения потерь ацетона во время работы необходимо ацетиленовые баллоны держать в вертикальном положении. При нормальном атмосферном давлении и 20°С в 1 кг (л) ацетона растворяется 28 кг (л) ацетилена. Растворимость ацетилена в ацетоне увеличивается примерно прямо пропорционально с увеличением давления и уменьшается с понижением температуры.

Для полного использования емкости баллона порожние ацетиленовые баллоны рекомендуется хранить в горизонтальном положении, так как это способствует равномерному распределению ацетона по всему объему, и с плотно закрытыми вентилями. При отборе ацетилена из баллона он уносит часть ацетона в виде паров. Это уменьшает количество ацетилена в баллоне при следующих наполнениях. Для уменьшения потерь ацетона из баллона ацетилен необходимо отбирать со скоростью не более 1700 дм3/ч.

Для определения количества ацетилена баллон взвешивают до и после наполнения газом и по разнице определяют количество находящегося в баллоне ацетилена в кг.

Масса пустого ацетиленового баллона складывается из массы самого баллона, пористой массы и ацетона. При отборе ацетилена из баллона вместе с газом расходуется 30- 40 г ацетона на 1 м3 ацетилена. При отборе ацетилена из баллона необходимо следить за тем, чтобы в баллоне остаточное давление было не менее 0,05-0,1 МПа.

Использование ацетиленовых баллонов вместо ацетиленовых генераторов дает ряд преимуществ: компактность и простота обслуживания сварочной установки, безопасность и улучшение условий работы, повышение производительности труда газосварщиков. Кроме того, растворенный ацетилен содержит меньшее количество посторонних примесей, чем ацетилен, получаемый из ацетиленовых генераторов.

Причинами взрыва ацетиленовых баллонов могут быть резкие толчки и удары, сильный нагрев (свыше 40°С).

На предприятии

При эксплуатации газовых баллонов на территории, в цехах промышленных объектов, государственных/частных учреждений/организаций, предприятий в них часто находятся емкости со следующими веществами в сжатом/сжиженном состоянии:

  • Баллоны с СУГ, горючими газами, используемыми также в быту.
  • Емкости объемом с объемом от 10 до 50 л с техническими газами – азотом, гелием, аргоном, водородом, двуокисью углерода, ацетиленом, кислородом.

Необходимое пояснение:

  • Между баллонами с СУГ, используемыми на предприятиях, в организациях, в быту нет никакой разницы – это те же резервуары.
  • Сроки эксплуатации, переосвидетельствования – одинаковы.
  • Требования безопасной технической эксплуатации к ним – не отличаются; правила ПБ – различны из-за других условий размещения, хранения, наличия гораздо большего количества опасных факторов, способствующих возникновению взрыва/пожара.
  • Отличие – на предприятиях, в организациях востребованы баллоны большей емкости, чем в быту, хотя это утверждение довольно спорно.

Все это относится к баллонам с горючими газами, т.к. резервуары с техническими газами в быту не востребованы, за исключением пары – ацетилен + кислород при проведении ремонтных работ систем водоснабжения, в том числе противопожарного водопровода.

Требования ПХГБ, норм ПБ на территории, в зданиях предприятии/организации:

  • При необходимости оборудования постоянного рабочего места, оборудованного баллонами с газами, будь то сварочный пост или научная лаборатория, в составе индивидуальной установки должно быть не больше двух баллонов (рабочий + резерв) на расстоянии: не меньше 1 м – от любых отопительных приборов, не меньше 5 м – от источников открытого пламени.
  • Баллоны с СУГ должны быть защищены от прямых солнечных лучей.
  • При временном использовании баллонов с газами в течение рабочего дня (смены) запрещено устанавливать их на путях эвакуации, перемещения грузов, проезда автотранспорта.

Запрещено также устанавливать баллоны с легкими горючими газами в торговых центрах для заполнения воздушных шаров, иных целей; хранить кислородные баллоны в зданиях медицинских учреждений.

Перед выполнением огневых работ с использованием газовой сварки/резки на временных местах на территории населенных пунктов, в зданиях/сооружениях любого назначения, кроме стройплощадок и частных домов, руководителем предприятия/организации или ответственным за противопожарное состояние объекта/здания выдается наряд-допуск по ППР.

Подробное видео про хранение, транспортировку и эксплуатацию

Внешняя транспортировка

В расчёт принимается степень производственной опасности газа, которым заправлен баллон, а также время, температурные условия и дальность перевозки

При использовании автотранспорта обращают внимание на следующее:

  • Машина должна быть специализированной, а водитель – иметь нужную форму допуска;
  • Транспортное средство должно пройти соответствующее регламентное обслуживание;
  • Перевозка должна выполняться только с необходимыми сопроводительными документами.

Если перевозятся газовые баллоны, в которых содержится особо токсичное вещество, то для его транспортировки должен быть составлен наиболее безопасный маршрут. При пересечении трассы с оживлёнными магистралями к обеспечению условий безопасности привлекаются средства ГИБДД.

Хранение и правила перевозки

Баллоны с техническими газами могут храниться как в специальных помещениях, так и на открытом воздухе. При хранении на открытом воздухе они должны быть защищены от атмосферных осадков и солнечных лучей. Складское хранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами запрещается. Баллоны с техническими газами необходимо защищать от случайного нагрева во избежание аварийных взрывов. Баллоны с газом, устанавливаемые в складских помещениях, должны находиться на расстоянии не менее 1 м от радиаторов отопления и других отопительных приборов. Открытое пламя и курение в складских помещениях для баллонов с техническими газами категорически запрещены. Склады для баллонов, наполненных газом, должны иметь естественную или искусственную вентиляцию в соответствии с требованиями санитарных норм проектирования. Складской терминал (Россия, Екатеринбург) отвечает всем современным требованиям правил техники безопасности, определяемых для хранения баллонов с техническими газами. Перевозка наполненных газами баллонов должна производиться на рессорном транспорте или на автокарах в горизонтальном положении обязательно с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Все баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону. Разрешается перевозка баллонов в специальных контейнерах, а также без контейнеров в вертикальном положении обязательно с прокладками между ними и ограждением от возможного падения. Транспортный отдел осуществляет перевозку баллонов с техническими газами на основании действующих Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утв. Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73, с изменениями от 11 июня, 14 октября 1999 г.

Газообразный азот хранят и транспортируют в стальных баллонах малого и среднего объема (ГОСТ 949-73) черного цвета. Баллоны с азотом перевозят в соответствии с правилами перевозки опасных грузов всеми видами транспорта.

Газообразный аргон хранят и транспортируют в стальных баллонах (ГОСТ 949-73) серого или черного цвета. Баллоны с аргоном перевозят в соответствии с правилами перевозки опасных грузов всеми видами транспорта. При перевозке автомобильным транспортом баллоны среднего объема помещают в специальные металлические контейнеры (поддоны).

Технический ацетилен хранят и транспортируют в специальных стальных баллонах с пористой массой (активным углем или литой пористой массой). Баллоны окрашены в белый цвет и оснащены вентилями специальных типов, предназначенных для ацетиленовых баллонов. Баллоны с ацетиленом перевозят в соответствии с правилами перевозки опасных грузов всеми видами транспорта.

Газообразный гелий хранят и транспортируют в стальных баллонах (ГОСТ 949-73) коричневого цвета и в специализированных контейнерах. Баллоны с гелием перевозят в соответствии с правилами перевозки опасных грузов всеми видами транспорта.

Технический газообразный кислород хранят и транспортируют в стальных баллонах (ГОСТ 949-73) голубого цвета. Баллоны с кислородом перевозят в соответствии с правилами перевозки опасных грузов всеми видами транспорта. Кислородные баллоны необходимо защищать от нагрева во избежание взрывов. Необходимо избегать взаимодействия кислорода со смазочными материалами.

Пропан хранят и транспортируют в 50-литровых баллонах красного цвета с надписью «Пропан» специализированным автотранспортом.

Углекислота

Газообразную двуокись углерода (углекислота) хранят и транспортируют в стальных баллонах (ГОСТ 949-73). Баллоны с углекислотой перевозят в соответствии с правилами перевозки опасных грузов всеми видами транспорта.

Конструктивные особенности газовых баллонов

Требования к конструкции газовых баллонов, включая размеры, толщину стенок, определяются государственными техническими стандартами. Чем выше давление, прикладываемое для сжатия газа, тем прочнее должен быть контейнер.

Корпуса судов КПГ, используемых в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания, являются бесшовными и состоят из металлических и композитных оболочек. Рассчитан на давление до 245 кг / см2.

Для сварки используются кислород и аргон. Баллоны для них изготавливаются по ГОСТ 949-73. Материал – углеродистая или легированная сталь. Сосуды из легированной стали с толщиной стенок 6 мм, объемом 20-50 литров, способны выдерживать внутреннее давление до 19,6 МПа.

По принятому стандарту они окрашены в синий цвет с эмалью снаружи и имеют черную «кислородную» надпись на корпусе. Горшки с аргоном серые с зеленой надписью «аргон чистый».

Пропан, бутан и их смеси содержатся в стальных баллонах, сваренных красной сваркой, под давлением 1,6 МПа. Поскольку этот газ широко востребован для бытового и промышленного применения, стоит более подробно рассмотреть особенности его хранения и транспортировки, а также правила безопасности при заправке баллонов.

Пункт 520

«Наполнительные станции, производящие наполнение баллонов сжатыми, сжиженными и растворимыми газами, обязаны вести журнал наполнения баллонов, в котором, в частности, должны быть указаны:

 а) дата наполнения;

б) номер баллона;

в) дата освидетельствования;

г) масса газа (сжиженного) в баллоне, кг;

д) подпись, фамилия и инициалы лица, наполнившего баллон…»

Пояснения: Крайне полезный пункт для выбора поставщика и о том, как определить его добросовестность и уровень профессионализма

На баллоне должны быть указаны все вышеописанные пункты, это важное правило. Если чего-то не хватает, значит, компания работает с нарушениями и ее лучше обойти стороной

Классы опасности при перевозках

Государственный стандарт 19433-88 выделяет 9 классов веществ за степенью их опасности при перевозке:

  1. взрывчатые материалы;
  2. сжатые газы;
  3. легковоспламеняющиеся жидкие вещества;
  4. твердые самовоспламеняющиеся и легковоспламеняющиеся вещества;
  5. вещества с достаточной окисляемостью и пероксиды;
  6. грузы с ядовитыми и инфекционными веществами;
  7. радиоактивные вещества;
  8. едкие грузы и вещества с коррозией;
  9. остальные вещества с повышенной опасностью.

Правила при перевозках баллонов с газом на автотранспорте Законодатель выделяет такие правила, по которым осуществляется перевозка газовых баллонов автомобильным транспортом для частного лица:

  • баллоны располагаются лишь в горизонтальном положении;
  • расположены в кузове транспортного средства;
  • емкости должны предусматривать недопустимость разгерметизации;
  • баллоны отделены друг от друга прокладками;
  • в транспортном средстве должны быть огнетушители – углекислотный и порошковый (минимум по 2 литра каждый).

Правила при перевозках газовых баллонов легковым автомобилем

В соответствии с ПДД:

  • баллоны должны быть полностью исправны;
  • оснащены знаками опасности и нужными средствами защиты;
  • не могут превышать установленный объем наполнения;
  • должны быть закреплены, в соответствии с правилами (для предотвращения ударов, перемещений – гнезда, крепления);
  • перевозка осуществляется только в багажнике;
  • проводить проверки герметичности;
  • груз перевозится горизонтально, с соблюдением правил безопасности и учетом условий на дороге.

Перевозка кислорода на необорудованном автомобиле

Правила предусматривают, что перевозка газовых баллонов с кислородом на необорудованном транспорте осуществляется по таким условиям:

  • одновременно перевозятся не больше 4 баллонов;
  • расположены в специальном оборудовании (ограждены, с прокладками между ними);
  • вентилями уложены в одну сторону.

LPG для водяного отопления

Проточные водонагреватели и газовые водонагреватели (бойлеры), такие как отопительные котлы, могут работать на пропан-бутане. Перевод с основного газа на сжиженный также происходит путем замены сопел горелки. В продаже есть модели, укомплектованные наборами LPG от производителя. Подключение к газовым баллонам осуществляется через редуктор.

Колонка устанавливается в нежилом помещении с вентиляцией и вытяжкой. Минимальное расстояние от газового водонагревателя до окружающих объектов определяется правилами и должно соблюдаться из соображений безопасности. Установка в ванной запрещена.

Оснащение котлов и котлов устройствами автоматического регулирования и регулирования повышает их эффективность и безопасность. Современные модели имеют системы защиты от перегрева и защиты от безводного возгорания, контроль пламени. Светодиодный дисплей отображает важную информацию, например, температуру воды, поступающей в краны.

Сколько газовых баллонов можно перевозить в одном грузовом автомобиле


В России транспортировку опасных грузов регламентируют Правила перевозки ОГ автотранспортом, Европейское соглашение, регулирующее международные перевозки, ПДД и Кодекс, содержащий положения об административных правонарушениях.

Правила перевозки грузов, относящихся к категории опасных, разрешают перевозить на одном автомобиле опасные вещества в ограниченном количестве. Установить, какое количество груза будет неопасным, можно, прочитав требования, касающиеся того или иного типа опасных грузов. Также можно использовать положения Европейского соглашения.

В европейской классификации технические газы включены во второй класс опасности. Неядовитые и негорючие газы, которые относятся к группам А и О (нейтральные и окисляющие), входят в третью категорию и при транспортировке количество таких веществ ограничивается тысячей единиц (под единицами понимаются литры или килограммы).

Легковоспламеняющиеся газы, относящиеся в группе F, входят во вторую категорию, а их максимальный объём не может превышать 333 литра или килограмма растворённого или сжиженного газа. Следовательно, число баллонов с тем или иным газом будет отличаться.

Так, азот относится к классу 2А и поставляется в сорокалитровых баллонах, поэтому за один раз можно без проблем перевозить до 24 ёмкостей с этим газом. Такое же количество баллонов можно перевозить, если речь идёт об аргоне, гелии и кислороде.

Количество ацетиленовых и пропановых баллонов будет меньше. Эти газы относятся к классу 2F. В каждый сорокалитровый газовый баллон можно заправить пять килограммов ацетилена, но перевозить можно не 66 баллонов, как это получается по арифметическим расчётам, а всего 18. Дело в том, что ацетилен растворён в ацетоне. В свою очередь количество ацетона составляет 13,2 килограмма.

Количество пропановых баллонов не должно быть больше 15 штук. Этот газ перевозится в пятидесятилитровых ёмкостях, в каждой из которых находится 21 килограмм газа.

Также необходимо отметить, что правила запрещают совместно перевозить разные классы опасных веществ, используя для этого одно транспортное средство. Тем не менее, допустимые сочетания таких грузов закрепляются приложением к данному регламенту, в котором указано, что невоспламеняющиеся, неядовитые, окисляющие и легковоспламеняющиеся газы можно перевозить одновременно.

Возможно, в правилах присутствует ошибка. Поэтому мы не рекомендуем вместе перевозить пропановые баллоны и кислород. Особенно это опасно, когда перевозка осуществляется транспортом с закрытым кузовом.

Недостатки

Негативные момент использования не удалось решить за все время использования и среди них стоит отметить следующие моменты:

  • Возникает большая вероятность загазованности помещения при использовании, так что в закрытых комнатах применение крайне не рекомендуется;
  • Хранение и использование обусловлено множеством правил техники безопасности;
  • Большой уровень взрывоопасности газа;
  • Вероятность прожога и перегрева при работе с тонкими материалами из-за высокой температуры.

Виды баллонов

Ацетиленовый баллон, с учетом всех опасностей использования, должен производиться согласно принятым стандартам. По этой причине, все разновидности обладают различиями в емкости, тогда как структура везде практически одинаковая. Выделяют такие разновидности как 5, 10, 20, 40 и 50 литров. Ниже приведены технические параметры по некоторым из них, сделанным согласно ГОСТ 949-73.

Ацетиленовый баллон 5 литров

Ацетиленовый баллон 10 литров

Ацетиленовый баллон 40 литров

Устройство баллона с ацетиленом

Устройство ацетиленового баллона отличается не только наличием пористого вещества с ацетоном внутри. Вентиль производится из стали, так как этот металл может применяться тут совершенно безопасно, в отличие от медных и серебряных деталей. Для открытия и закрытия вентиля использую торцовый ключ. В вентиле отсутствует штуцер. Для соединения редуктора имеется специальный хомут с болтом.

Корпус мало чем отличается от других баллонов. Их производят из бесшовной трубы, толщина стенок которой составляет около 8 мм. Это полностью герметичные емкости, единственным выходом из которых является вентиль. В его конструкции применяются материалы, снижающие опасность взрыва.

Требования к баллонам с ацетиленом

Изделие должно проходить периодическую проверку, которая осуществляется, как минимум, один раз в пять лет. Изделие должно выдерживать более 2,5 атмосфер давления. Давление ацетилена в баллоне ниже этого значения, но должен быть определенный запас на непредвиденный случай. Корпус изделия должен быть выкрашен в белый цвет, а поверх него красным цветом выкрашивается надпись с названием газа. Ацетилен в баллонах лучше держать в растворенном состоянии, для чего внутри них обязательно должно быть вещество с пористой структурой, пропитанное ацетоном. Это существенно снижает вероятность взрыва емкости.

Инструкция по заправке

Есть большой риск взрыва, а также наблюдается очень малая эффективность при перекачке газа с одного баллона в другой, из-за необходимости растворения, которое осуществляется нормально только под большим давлением. Ацетилен в баллонах, которые были заправлены перекачкой, очень быстро заканчивается.

Транспортировка и хранение

Перевозка изделий осуществляется только на тех транспортных средствах, на которых имеются рессоры. Нельзя везти вместе горючий газ и кислород. Во время укладки перед перевозкой нужно убедиться, что все емкости лежат вентилями в одну сторону. Они должны упираться в специальные прокладки, на которых имеются вырезы, фиксирующие от перекатывания. Если в баллонах находится сжиженный газ, то они обязательно должны стоять в вертикальном положении с направленным вверх вентилем. В кузове не должно быть мусора и посторонних предметов при погрузке и перевозке. Во время погрузки и выгрузки следует исключить удары и падения.

Летом нужно защищать изделия от воздействия прямых солнечных лучей. Во хранения колпаки должны быть повернуты до упора. Если баллон хранится на открытом воздухе, то его нужно уберечь от осадков при помощи навеса. Если хранение осуществляется в помещении, то должно быть обеспечено проветривание.

Эксплуатация

Во время работы изделия должны быть крепко закреплены на одном месте в вертикальном положении. Также нужно обеспечить защиту от попадания в вентиль масло. Кислородный баллон должен находиться как можно дальше от ацетиленового и при этом располагается в горизонтальном положении. Источник пламени необходимо располагать, как минимум, на расстоянии в 5 метров и емкости с газом. Минимальное расстояние от приборов отопления составляет 1 метр.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий