Датчики для газовых котлов: виды, принцип работы, характеристики

Как устранять неисправности

При выявлении неисправности самого датчика тяги газового котла, он заменяется новым. Если с помощью тестера был выявлен обрыв или нарушение электропроводки, необходима замена или ремонт соответствующего участка провода.

После выполнения вышеупомянутых действий необходима повторная проверка работы котла и датчика тяги, путем его принудительного срабатывания.

Важно заметить, что в течении эксплуатации любого типа котла, его периодическое сервисное обслуживание является обязательным и рекомендовано производителем. Оно включает в себя проверку электронного блока управления, контролирующих устройств, а так же механических частей котла. Помимо этого выполняется чистка составляющих котла и дымохода от накопившихся продуктов горения

Помимо этого выполняется чистка составляющих котла и дымохода от накопившихся продуктов горения.

Для этого привлекаются квалифицированные работники, имеющие соответствующее образование и диагностическое оборудование, соответствующее особенностям конкретного типа котла.

Принцип работы датчика тяги в газовой колонке

Датчиком называют биметаллическое реле, наделенное способностью запуска и отключения горелки котла. Во внутренней части элемента можно обнаружить полоску, изготовленную из металла, реагирующую на перепады температурного режима. Производитель настраивает ее на показатель 75-900 °C (в случаях, когда используется природное топливо) или на 75-1500 °C (для сжиженного газа). В ситуациях, когда наблюдается ухудшение тяги в дымоходе, степень концентрации дымового газа возрастает, на фоне чего повышается температурный показатель. Основная функция пневмореле газового котла состоит в контролировании и передаче сигналов об изменении показателя температуры в блок управления. После того как сигнал достиг блока, он попадает в область газового клапана. Подача сжиженного либо природного газа перекрывается. Срабатывание сенсора возможно и в случаях нарушения тяги в дымоходе, выводящей продукты сгорания на улицу.

Датчик тяги газового котла АОГВ не дает возможности проникнуть ядовитым парам в дом.

В котлах с закрытыми камерами сгорания отвод продуктов выполняется по коаксиальному каналу с использованием вентилятора. Пневмореле с наличием мембраны выполняет функцию датчика, реагирующего не на смену температурного режима, а на изменение скорости потока.

В момент нахождения скорости в пределах нормы мембрана выглядит изогнутой. Контакты замкнутые. Как только показатель скорости потока ослабевает, контакты начинают размыкаться. Мембрана постепенно выпрямляется. Клапан подачи газа перекрывается.

Принцип работы датчика

Газовый котел работает за счет сжигания голубого топлива. Естественно, при этом выделяются продукты горения. Если они будут попадать в помещение, то это чревато тяжелым отравлением всех жильцов дома, вплоть до летального исхода. Поэтому конструкция колонки предусматривает подсоединение к дымоходу, через который и происходит вывод всех вредных веществ на улицу.

Естественно, для качественного отвода вентиляционная шахта должна обладать безупречной тягой. Но бывает так, что происходит какое-то нарушение — например, дымоход может забиться мусором или сажей. Если в подобной ситуации котел будет упорно продолжать сжигать топливо, то продукты горения неизбежно пойдут в дом.

Чтобы это предотвратить, в конструкцию газового котла входит такой элемент, как датчик тяги дымохода. Он располагается в том месте, которое находится между вентиляционным каналом и корпусом оборудования. Разновидность датчика зависит от типа котла:

  • в котле с открытой камерой сгорания защитный датчик — это металлическая пластина, к которой подсоединен контакт. Эта пластина и есть тот индикатор, который отслеживает повышение температуры. Дело в том, что нормально выводящиеся газы обычно нагреты до 120–140 градусов. Если же отток нарушен, и они начинают скапливаться, то это значение повышается. Металл, из которого сделана пластина, реагирует на подобную ситуацию и расширяется. Прикрепленный к элементу контакт смещается и перекрывает клапан, отвечающий за подачу газа. Таким образом, процесс горения прекращается, а вместе с этим предотвращается и поступление новой порции вредных веществ;
  • в котле с закрытой камерой сгорания отвод продуктов осуществляется по коаксильному каналу, при этом используется вентилятор. Датчик в данной случае представляет собой пневмореле с мембраной. Реагирует он не на температуру, а на скорость потока. Пока она в пределах допустимого, мембрана изогнута, а контакты находятся в замкнутом положении. Когда скорость потока становится слабее, чем нужно, мембрана выпрямляется, контакты размыкаются, и это приводит к перекрытию клапана подачи газа.

Как видите, если датчик тяги срабатывает, отключая газовую колонку, это означает какие-то неполадки в работе оборудования. Например, это может быть:

  • изначально некачественная тяга. Это первая и главная причина, по которой может срабатывать датчик. Как правило, данное явление связано с неправильным монтажом вытяжной конструкции. Если продукты сгорания плохо вытягиваются, то это представляет опасность для всего живого в доме;
  • обратная тяга. Это явление происходит при образовании в дымоходе воздушной пробки. Газы, которые в норме должны продвигаться до самого верха трубы и выходить затем наружу, не могут преодолеть это препятствие и возвращаются назад, наполняя собой помещение. Эффект обратной тяги может возникнуть в том случае, если теплоизоляция дымохода сделана очень плохо. Перепад температур и приводит к образованию воздушных пробок;
  • засорение дымохода. Неопытным хозяевам может показаться, что труба, выходящая на крышу, просто не может ничем забиться. На самом деле, есть немало факторов, которые влекут за собой образование засора. Первый из них — это птицы. Они могут вить гнезда на трубе, которые затем падают вниз. Да и сами пернатые нередко умудряются застрять в дымоходе, а затем гибнут там. Кроме птиц, следует учитывать еще и возможность попадания, например, листьев, а также отложение сажи на внутренних стенках трубы. Если дымоход засорен, интенсивность тяги становится слишком низкой, и выход здесь только один — прочистка;
  • сильный ветер. В случае неправильного расположения трубы порывы могут попадать в нее и задувать горелку. Естественно, в таких случаях датчик перекрывает подачу топлива. Чтобы избежать подобной опасности, необходимо приобрести и установить стабилизатор.

Проверка мультиметром

Для данной диагностики необходим определенный опыт, знание электросхемы коты, а так же понимание как работает датчик тяги в газовом котле.

Причиной неправильно работающей системы контроля воздухообмена, либо при наличии всех признаков ее неисправности, может стать нарушение целостности электропроводки. При этом датчик может быть исправным.

В данной ситуации необходим осмотр проводки и мест подключения на предмет целостности и отсутствия окисления, а также диагностика мультиметром. С его помощью «прозванивается» электропроводка и выявляется ее неисправный участок.

Так же тестером можно диагностировать внутреннюю неисправность самого датчика. В норме его сопротивление ровняется 1–2 Ом. При показаниях, равных 0 или бесконечности, неисправен датчик тяги.

Производитель не рекомендует выполнять разборку и ремонт данного устройства. Единственный выход — его замена.

Как работает датчик тяги в газовом котле?

Датчики тяги могут иметь разное строение. Это зависит от того, в какой вид котла они установлены.

Функцией датчика тяги является выработка сигнала при ухудшении показателей тяги в котле

На данный момент есть два типа газовых котлов. Первый – котел с естественный тягой, второй – с принудительной.

Типы датчиков в котлах разного вида:

Если у вас котел с естественной тягой, то вы могли обратить внимание, что камера сгорания там открытая. Тяга в таких устройствах обустраивается с помощью правильных размеров дымохода. Датчики тяги в котлах с открытой камерой сгорания изготавливается на основе биометаллического элемента

Датчики тяги в котлах с открытой камерой сгорания изготавливается на основе биометаллического элемента

Это устройство представляет собой пластину из металла, на которую прикреплен контакт. Оно устанавливается в газовом тракте котла и отзывается на изменение температуры. При хорошей тяге, температура в котле остается достаточно низкой и пластина ни как не реагирует. Если тяга станет слишком низкой, то температура внутри котла повысится, и металл датчика начнет расширяться. Достигнув определенной температуры, контакт отстанет, и газовый клапан закроется. Когда причина поломки будет устранена, газовый клапан придет в нормальное положение. Те, у кого котлы с принудительной тягой, должны были заметить, что камера сгорания в них закрытого типа. Тяга в таких котлах создается за счет работы вентилятора. В такие устройства установлен датчик тяги в виде пневмореле. Он следит и за работой вентилятора, и за скоростью продуктов сгорания. Такой датчик изготовлен в виде мембраны, которая прогибается под воздействием дымовых газов, которые возникают при нормальной тяге. Если поток становится слишком слабым, то мембрана перестает выгибаться, контакты размыкаются и газовый клапан закрывается.

Датчики тяги в котлах с открытой камерой сгорания изготавливается на основе биометаллического элемента. Это устройство представляет собой пластину из металла, на которую прикреплен контакт. Оно устанавливается в газовом тракте котла и отзывается на изменение температуры. При хорошей тяге, температура в котле остается достаточно низкой и пластина ни как не реагирует. Если тяга станет слишком низкой, то температура внутри котла повысится, и металл датчика начнет расширяться. Достигнув определенной температуры, контакт отстанет, и газовый клапан закроется. Когда причина поломки будет устранена, газовый клапан придет в нормальное положение. Те, у кого котлы с принудительной тягой, должны были заметить, что камера сгорания в них закрытого типа. Тяга в таких котлах создается за счет работы вентилятора. В такие устройства установлен датчик тяги в виде пневмореле. Он следит и за работой вентилятора, и за скоростью продуктов сгорания. Такой датчик изготовлен в виде мембраны, которая прогибается под воздействием дымовых газов, которые возникают при нормальной тяге. Если поток становится слишком слабым, то мембрана перестает выгибаться, контакты размыкаются и газовый клапан закрывается.

Датчики тяги обеспечивают нормальную работу котла. В котлах естественного сгорания, при недостаточной тяге, могут наблюдаться симптомы обратной тяги. При такой проблеме продукты сгорания не выходят на улицу через дымоход, а возвращаются обратно в квартиру.

Существует ряд причин, по которым может сработать датчик тяги. Устранив их, вы обеспечите котлу нормальную работу.

Из-за чего может сработать датчик тяги:

  • Из-за засорения дымохода;
  • При неправильном расчете размеров дымохода или некорректной его установки.
  • Если сам газовый котел был установлен неправильно;
  • Когда в котле с принудительной тягой был установлен вентилятор.

При срабатывании датчика, нужно в срочном порядке найти и устранить причину поломки. Однако не вздумайте принудительно замыкать контакты, это не только может привести к выходу из строя устройства, но и опасно для вашей жизни.

Газовый датчик защищает котел от поломки. Для лучшего анализа вы можете приобрести газоанализатор воздуха, он сразу сообщит о проблеме, что позволит быстро ее устранить.

Перегрев котла грозит поступлением в помещение продуктов горения. Что может оказать негативное влияние на здоровье вас и ваших близких.

Датчики давления воздуха в котлах

Реле контроля напора воздуха в газовом агрегате следит за температурой сгорания энергоносителя. Регулирующие подачу летучего вещества в топку датчики контроля воздуха котла предохраняют устройство от перегрева в случаях перемены давления газа, тока воды. Также они осуществляют включение и отключение вентилятора.

Прежде чем купить моностат для котла следует выяснить параметры запчасти. Соответствуют ли характеристики узла конкретной модели агрегата. Цена на реле давления ДРД зависит от модели измерительного прибора. Давление измеряется в барах, поэтому узел должен быть соответствующе откалиброван.

Компания НПП «Прома» является одним из ведущих производителей продукции для автоматизации промышленных производств в города России: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград, Краснодар, Рязань.

Автоматика газового отопительного котла

Главное, что требуется выполнять владельцам, при использовании взрывоопасного оборудования, к которому относится газопламенный котлоагрегат — правила безопасной эксплуатации. В соответствии с требованиями ПБ 12.368.00, все газовые агрегаты в обязательном порядке оборудуются автоматикой безопасности, в перечень нормативных параметров контроля входит датчик тяги.

Современные автоматические системы предупреждают владельцев котлов об отрыве пламени в пьезозапальнике, накоплении газа в котле и помещении, для того чтобы обезопасить помещение от возможного скопления взрывоопасного газа. Такая работа автоматика выполняет с помощью первичных приборов — датчиков тяги отопительных газовых котлов. Базовый принцип их функционирования — это выработка аварийного сигнала, с подачей его на исполнительный механизм для отключения котла от газовой магистрали, и оперативное сообщение пользователям о причинах отключения через звуковую и световую сигнализацию.

Основные датчики, несущие ответственность за безопасную работу газового котла:

  • По разряжению или тяге, для котлов с естественной циркуляцией:20—30 ПА или 2-З мм вод. ст.;
  • по температуре окружающей среды внешней/внутренней, С;
  • по температуре подающего теплоносителя, С;
  • по наличию факела в топке;
  • по минимальному/максимальному допустимому давлению теплоносителя, атм.

Способ отведения продуктов сгорания

Котлы делятся на устройства с естественной или принудительной тягой. Во-первых обязателен монтаж дымоходной трубы. Во-вторых отведение продуктов сгорания происходит принудительным способом — благодаря встроенному в дымоходную трубу вентилятору.

Газовые котлы, работающие на естественной тяге, называют еще устройствами с открытой камерой сгорания. Необходимый для горения газа кислород забирается из помещения — в этом их недостаток. Необходим доступ наружного воздуха в помещение с котлом. Из-за чего получается небольшой сковзняк. Недостаток кислорода отрицательно влияет на здоровье.

Некоторые котлы оборудованы коаксиальным дымоходм. Их называют газовыми котлами с закрытой камерой сгорания.

Продукты сгорания отводятся через коаксиальный дымоход, называемое «труба в трубе». Это две трубы разных диаметров, вставленных одна в другую. Через трубу меньшего диаметра удаляются продукты сгорания газа. А в пространство между труб поступает свежий воздух с улицы, который нагревается внутренней трубой. В итоге увеличивается КПД котла.

Преимущества такого дымохода очевидны:

  1. Кислород забирается с улицы.
  2. Небольшой размер дымохода, так как коаксиальный дымоход можно устраивать в наружной стене, расположенной рядом с газовым оборудованием.
  3. Такой дымоход может устанавлен в любом месте помещения и быть горизонтальным, наклонным или вертикальным, что позволяет .
  4. Котлы с коаксиальным дымоходом более экономичными, хотя их стоимость выше.

Типы датчиков

Подобные датчики классифицируются по котлам, в которых они установлены, а котлы классифицируются по виду тяги, которая в них обеспечивается.

Котлы бывают:

  • с естественной тягой;
  • с принудительной тягой.

Датчики в них выполняют одну и ту же функцию, работают примерно по одному и тому же принципу, хотя имеют разную конструкцию.

С естественной тягой

В газовых устройствах, в которых тяга обеспечивается естественным образом, камера сгорания имеет открытый тип, а скорость вывода продуктов сгорания регулируется изменением размеров выводной системы.

Контроллер в такой установке – высокочувствительная пластина из биметаллического материала, к которой подсоединен контактный провод. Если тяга поддерживается на нормальном уровне, то пластина остается в первоначальном положении и устройство работает дальше без перебоев.

Если температура повышается и достигает определенного уровня (прописан в технической документации), то металл пластины за счет особой структуры строения начинает плавиться и контакт от него отстает, закрывая газовый клапан. Как только причина неисправности устраняется, газовый клапан возвращается в первоначальное положение.

С принудительной тягой

В установках с принудительной тягой камера сгорания имеет закрытый тип, а выход продуктов горения обеспечивается за счет установленного на выходе трубы вентилятора.

В таких устройствах контроллер имеет более сложную конструкцию. Он является чувствительной мембраной, работающей в паре с термореле. Мембрана контролирует скорость вывода продуктов горения. Если она опускается меньше заданной, то мембрана перестает деформироваться и реле размыкает контакты, отключая подачу газа.

Котёл не даёт горячей воды

Проблема проявила себя следующим образом,- при открывании крана горячей воды, двухконтурный котёл иногда  работал нормально, но чаще просто не зажигался, никаких ошибок при этом не выдавал. Просто никак не реагировал, как будто никакого крана не открывалось. При этом в режиме отопления всё чётко работало. Так же было подмечено, что если кран горячей воды открывать резко и на полную, то котёл срабатывал чаще.

Как котёл “понимает” что открыта горячая вода?

Электронные мозги  котла “понимают” то, что открыта горячая вода и пора переходить в режим ГВС благодаря датчику протока воды, его ещё называют “Расходомер.”  Через него проходит холодная вода, она вращает турбинку внутри которой находится магнит, магнитное поле действует на находящийся во внешней части датчика геркон и этот сигнал определяется электроникой как команда на включение котла в режим  ГВС

Поскольку всё происходит так, то и подозрения сразу пали на то, что датчик протока воды забился грязью и  турбинка  не вращается, прочистка к сожалению ничего не дала. Но логика говорила что копать нужно там и она не подвела.

При последующей, более детальной разборке, было замечено, что плоскость турбинки настолько отполировалась, что буквально прилипала к корпусу. Если вы держали в руках керамические элементы от полуоборотного крана то понимаете о чём я говорю. Эти элементы настолько притёрты друг к другу что буквально склеиваются между собой, для этого им достаточно быть мокрыми.

Как ни странно, подобным образом залипала и турбина, что приводило к отказу котла давать горячую воду.

Приступаем к ремонту

Сразу скажу, что  эту процедуру я провёл уже несколько лет назад, всё отлично работает. Сегодня специально извлёк и разобрал расходомер, чтобы всё отснять и предоставить вам весь процесс.

Перед тем как приступить к работе не забудьте.

  • Отключить котёл от сети.
  • Перекрыть кран подачи холодной воды в котёл.
  • Обязательно сбросьте давление, слив воду из котла.

Не рекомендую сливать через сбросной, предохранительный клапан – Как показывает опыт его лучше лишний раз не трогать, тронешь, может начать пропускать, придётся ещё и им заниматься. Лучше слить воду через спускной кран специально для этого предназначенный.

Только после этого извлекаем скобу фиксирующую датчик протока воды.

Извлекаем скобу фиксирующую датчик протока воды

А вот она и турбинка! Теперь нам её нужно извлечь из корпуса. Смотрим ниже.

Это удобно делать пальчиковой батарейкой, она как раз входит внутрь, ею и выдавливаем нужный нам узел.

Извлечение завершено, турбинка вся в рыжем налёте от воды его тоже не помешает оттереть.

Теперь нужно аккуратно вскрыть и этот узел, там имеется три фиксатора, один из них будет шире других, это ключ для правильной сборки.

На верхнем фото я отвёрткой указываю на тонкую фторопластовую шайбочку. Именно её я и поставил туда чтобы увеличить зазор между плоскостью турбинки и корпуса.

Без шайбочки, находясь на оси, плоскости турбинки и корпуса соприкасались и отполировавшись, как магниты прилипали друг к другу и турбинка не вращалась, это и было причиной того что мозги котла не получали сигнала проходящей воды.

Шайбу я снял с механизма от старого кассетного магнитофона (у меня этого барахла полно) а так вообще её можно самому вырезать из плотного полиэтилена, например от пластиковой бутылки или какой либо упаковки.

На этом фото видно, что у этих плоскостей соприкосновения не было, они  рыжие от воды.

Собираем в обратном порядке, обращаем внимание на указанную выше выемку. Она должна быть при установке узла в корпус направленна в определённую сторону

А именно нужно совместить стороны А и В.  По другому не залезет. На помощь снова придёт батарейка, чтобы посадить узел до упора.

Вставляем в пазы и проворачиваем,  обращаем внимание что выступы  и направляющие с противоположных сторон имеют разные размеры. Решите логическую задачку. Всё, теперь всё это вставляем в котёл, фиксируем скобой и не забываем открыть кран и запитать котёл водой до нужного давления

Всё, теперь всё это вставляем в котёл, фиксируем скобой и не забываем открыть кран и запитать котёл водой до нужного давления.

После запитки котла рекомендую включить режим продувки, чтобы выгнать воздух из теплообменников. Для этого нажимаем кнопку ESC на пять секунд, режим продувки запустит циркуляционный насос, этот режим запускается на 6 мин. Его можно отключить в ручную ещё раз нажав ESC.

С этим пунктом пожалуй всё. Переходим к следующему хитрому способу.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий