Классификация фотоаппаратов по их характерным особенностям

Полностью автоматические компактные фотокамеры

Такой тип цифрового фотоаппарата самостоятельно подбирает все настройки. Именно поэтому он очень прост в обращении: все что требуется от фотографа, просто навести на нужный кадр и нажать клавишу спуска затвора. При необходимости автоматически сработает вспышка, увеличится экспозиция или изменится баланс белого. Такой тип имеет быстрые настройки, связанные с типом проходящей съемки. Вы можете выбрать необходимый режим, к примеру, «портрет», «пейзаж», «макро». Зайдя в меню, можно собственноручно выставить значения ISO, баланса белого, включать или выключать вспышку, а на некоторых моделях и управлять ее силой.

Цифровые фотоаппараты такого типа обычно обладают не слишком хорошим качеством снимков. Получить резкую и детализированную фотографию можно только при хорошем освещении. Также обычно такие камеры обладают небольшим цифровым зумом, а оптика не очень качественная. Эти критерии имеют большое значение даже для начинающих фотографов, но использование компактных цифровых фотоаппаратов отлично пригодится для запечатления памятных моментов только для себя, семьи и социальных сетей. Стоимость таких фотокамер стартует примерно от 2 тысяч рублей.

Плюсы таких моделей:

  • Небольшие размеры, «компакт» с легкостью уместится в карман;
  • Автоматическая настройка, не нужно иметь никакого опыта в съемке для использования такой техники;
  • Немалая часть моделей работает от обычных пальчиковых батареек, которые можно приобрести практически в любой части земного шара;
  • Небольшая стоимость.

Минусы:

  • Маловероятно получение действительно качественных снимков;
  • Некачественная оптика;
  • Отсутствие ручного регулирования параметров также является и минусом, поскольку каждый, хоть немного ознакомленный с процессом съемки, стремиться улучшить результат;
  • Небольшой объем батареи;
  • Отсутствие видоискателя.

Классификация фотоаппаратов по различным основаниям

Для точного выбора нужной модели необходимо знать, как они классифицируются. Подобная классификация необходима, чтобы иметь возможность сгруппировать различные устройства по определённым критериям.

По первому параметру все фотокамеры делятся на устройства общего назначения и специальные устройства. Большинство находящихся в продаже фотокамер относятся к группе широкого назначения. Ко второй группе следует отнести панорамные и стереоскопические камеры.

Форматом называется размер полученного негатива. В любительских устройствах приняты следующие форматы: 2,4 на 2,4; 2,4 на 2,6; 4,5 на 6; 6 на 6; 6 на 9 и 6,5 на 9 сантиметров. Кроме того, имеются ещё 10х14 и 14х21 миллиметров.

По виду использующихся материалов выделяют плёночные и пластиночные устройства.

Вместо эпилога

Если спросить, какой фотоаппарат самый лучший, конечно, многие ответят: «Зеркалка». Однако те, кто хорошо знает виды фотоаппаратов и их различия, такого однозначного ответа не дадут. Так, компакты можно рекомендовать всем, кто не хочет задумываться о настройках. «Зеркалки», безусловно, нужны для профессиональной съемки. Гибриды можно посоветовать тем, кто хочет получать хорошие снимки, но не может себе позволить дорогую камеру. Конечно, все 3 вида фотокамер выполняют одну и ту же функцию. Однако заменить один фотоаппарат другим не получится. Слишком уж разное качество снимков.

Зеркальные фотоаппараты

Этот тип цифровых фотокамер относится к профессиональным. Его эксплуатация обеспечивает тщательный контроль над любыми настройками. Именно поэтому такой тип подходит фотографам с высоким уровнем мастерства. Зеркальные цифровые фотоаппараты обладают большой матрицей, что позволяет достигать высочайшего качества снимков среди техники доступного ценового сегмента.

Важной отличительной чертой этого типа является мгновенное срабатывание клавиши затвора. Между моментом спуска и созданием фотографии нет никакого промежутка времени, что обеспечивает четкость фотографии даже при съемке в движении

Зеркальный цифровой фотоаппарат можно приобрести в виде «тушки», что значит только корпус, без оптики. Но каждая камера продается в комплекте со стандартным объективом, который является универсальным, что не даст проявить все возможности камеры в полном объеме. Для съемок на высоком уровне лучше приобрести более качественный объектив для необходимых целей. Это удовольствие не из дешевых, но поможет получить более хороший результат и использовать все возможности фототехники этого типа. Также к «зеркалкам» всегда есть в наличии огромное разнообразие дополнительных аксессуаров.

Зеркальные фотокамеры обладают множеством плюсов:

  • Полное управление всеми настройками;
  • Получение профессиональных кадров с отличным качеством;
  • Хорошее качество как техники, так и оптики;
  • Наличие всевозможных фильтров и аксессуаров;
  • Быстрота работы;
  • Сменная оптика в большом количестве для самых разнообразных целей;
  • Мощная вспышка, использование внешнего освещения и т.д.

Из минусов можно выделить:

  • Немалые габариты самих камер, оптики и дополнительного оборудования;
  • Немалая стоимость как корпуса, так и объективов;
  • Создание некоторого шума;
  • Внутрь камеры могут попадать различные частицы, что может повлечь за собой появление пятен на фото и поломку оборудования.

Минимальная стоимость этого типа примерно 10-15 тысяч рублей.

Фотоаппараты с Wi-Fi

Сегодня без интернета никуда. Это поняли даже производители фотоаппаратов. Многие компании снабжают камеры Wi-Fi передатчиками. В этом есть смысл – Wi-Fi интерфейс расширяет функционал камеры.

Возможность использовать Wi-Fi подключение есть не только в топовых «зеркалках». Некоторые компактные камеры тоже оснащены такой функцией. Например, многие аппараты комплектуются GPS передатчиком для связи со спутниками.

Наличие технологии Wi-Fi в цифровом фотоаппарате ускоряет процесс передачи данных и распечатки фотографий. Но эта опция не обязательна. В камере главное – качество снимков. Остальное имеет второстепенное значение.

Хотя, если технический прогресс предоставляет новые возможности – грех ими не воспользоваться.

Преимущества техники Canon

Фотоаппараты Canon являются эталоном качества на протяжении десятилетий. Ее технология является стандартом для многих второсортных производителей. Canon — один из членов большой тройки (Canon, Nikon, Kodak), которая в свое время сформировала и продвинула фотоиндустрию. Именно эти производители продолжают внедрять в свое оборудование последние достижения в области оптических исследований, фотофиксации и цветопередачи.

Компания Canon разделила свои технологии на три основные категории. Линейка камер Capop предлагается в порядке возрастания, от любительских цифровых устройств до профессиональных суперзум-камер для микрофотографии крупным планом (растения, животные и т.д.). Сравнение и выбор камер Canon по моделям лучше всего проводить с помощью этой таблицы, в которой представлен полный ассортимент зеркальных и компактных камер.

Для начинающихПолупрофессиональныйПрофессионал
Компактные цифровые камерыIXUS 285 HS

IXUS 190

IXUS 185

PowerShot SX620 HS

PowerShot G3 X

PowerShot SX60 HS

PowerShot SX540 HS

PowerShot SX430 IS

PowerShot G1 X Mark III

PowerShot G7 X Mark II

PowerShot G9 X Mark II

PowerShot G1 X Mark II

РазмышленияEOS 200D

EOS 800D

EOS 750D

EOS 700D

EOS 100D

EOS 1300D

EOS 80D

EOS 6D Mark II

EOS 6D

EOS 7D Mark II

EOS 77D

EOS 5D Mark IV

EOS-1D X Mark II

EOS 5DS R

EOS 5DS

EOS 5D Mark III

ГЛАВА II

Аппаратура для оперативной съёмки

Модель “УФА”Модель “Аякс-8”Модель “Аякс-9”Модель “Аякс-10 “Модель “Аякс-11 “Модель “Аякс-12 “Модель “Найлон”Модель “Зенит МФ-1”Модель “Заход”Модель “Зенит МА-2 “Модель “Неоцит”Модель “Точка”

Аппаратура общего назначения, адаптированная для работы с различным оборудованием

Модель “ФАГ”Модель “Зоркий-С”Модель “Зоркий”Модель “Зоркий-3М”Модель “Зоркий-4”Модель “Зоркий-4К”Модель “Зоркий-6”Модель “Зенит-Д”Модель “Зенит-лабораторный-1”Модель “Зенит-лабораторный-2”Модель “Зенит-ВЭ”Модель “Зенит-ВЭ-2”Модель “Зенит “Сюрприз-МТ”Модель “Зенит “Сюрприз-МТ-1”Модель “Зеница-МТ”Модель “Зеница-МТ-2”Модель “Ленинград”Модель “ФКМ-1”Модель “Киев-IIA”Модель “Киев-IVA”Модель “Киев-СКД”Модель “ФЭД -2”Модель “Салют-1М”

Микрофотонасадки для работы с микроскопами

Прибор “МФН-1”Прибор “МФН-2”Прибор “МФН -9”Прибор “МФН-10”Прибор “МФН-12”Прибор “МФН-20-1”Прибор “ФПК-1”Прибор “ОЛК-2”

Аппаратура узкоцелевого назначения

Модель “ФН-201”АэрофотоаппаратМодель “РА-39А”Модель “АФА-39”Модель “А-39С-М”Модель “РФ К-5”Модель “СФ Р-6”Модель “ФД4-1Ф”Модель “ФКП-2-2”Модель “Снежинка”Камера дежурнаяМодель “Пеленг-1824”Модель “Засада”Модель “НочьМодель “Селена”

Копировальная и репродукционная фототехника

Модель “Спорт”Модель “Зодчий”Модель “Алыча”Устройство малогабаритное репродукционноеМодель “Вьюнок”Модель “Копир” (“Заслон-1”)Модель “Заслон-2”Модель “Рубин”Репродукционная установка “Ель” типа С-64Репродукционная установка “Непер”Специальный репродукционный аппарат

Фотоаппараты с большим фокусным расстоянием

Некоторые «эксперты» считают таковыми, камеры под названием «ультразумы». Это далеко не так. Да, фокусное расстояние у них огромное, но качество снимков низкое.

Любительских компактных фотокамер с большим фокусным расстоянием, обеспечивающих приемлемое качество картинки не существует. Их существование невозможно по причине матрицы и контрастного медленного автофокуса.

Только зеркальные аппараты с соответствующим объективом способны снимать на большом расстоянии и не портить изображение. Даже Full Frame аппараты для такого не годятся.

Здесь требуется зеркальный с crop. Хороший длиннофокусный объектив для зеркального аппарата стоит недорого. Если нужна съемка на длинном фокусе, лучше приобрести зеркальный с нужным объективом и набором колец. Можно сэкономить и время, и нервы.

Фотоаппараты с большим фокусным расстоянием – миф. Здесь поможет только длиннофокусный объектив. А поскольку компакты и ультразумы оснащаются несъемной оптикой, то говорить о фокусном расстоянии в этом случае неуместно.

Разрешение

Параметр «разрешение матрицы» — показывает число пикселей (наименьших логических элементов двумерного цифрового изображения в растровой графике), приходящихся на физический размер матрицы. Чем выше разрешение (больше «мегапикселей») — тем больше деталей в изображении, фокусируемом на матрице можно сохранить. 

Стандартные разрешения матриц

При этом не стоить ставить знак равенства между разрешением матрицы и итоговым разрешением изображения. В тракте объектив — матрица — процессор — передача изображения — монитор каждый узел вносит искажения в итоговую картинку. Итоговое изображение будет зависеть от самого «слабого звена». Испортить изображение легко — это может сделать объектив (с более низким разрешением чем матрица, наличием дисторсии, фокусировки вне ГРИП и т.п.), это может сделать процессор камеры (потери на кодировании, потери при цифровой обработке), это могут быть потери при передачи данных (для «аналоговых стандартов»), это может сделать монитор (несовпадение разрешение потока с камеры и части монитора, на которое оно выводится).

На разрешение изображения будет влиять соотношение сигнал / шум матрицы, светочувствительность объектива, размер и светочувствительность матрицы.

Чем больше разрешение матрицы при фиксированном формате (размере) — тем меньше физический размер пикселя, меньше света попадает на пиксель, меньше светочувствительность камеры. Поэтому «переразмеривать» разрешение матрицы крайне не выгодно:

  • увеличивается поток с камеры (требуется большая пропускная способность ЛВС, требуется больший объём дискового пространства для хранения архива заданной глубины)
  • уменьшается светочувствительность камеры
  • увеличивается стоимость решения

Про подбор разрешения камеры мы подробно рассмотрим в уроке 3. Выбор места установки и тактико-технических характеристик камер.

Зеркальные фотоаппараты

Несомненно, что на сегодняшний день — это самые востребованные фотоаппараты среди профессионалов. Этому есть масса причин. Однако для начала нужно разобраться в его конструктивных особенностях. Это поможет понять, почему качество снимков «зеркалкой» намного выше сделанных компактом.

Главные отличия этого вида фотоаппаратов от других это:

  • съемный объектив;
  • оптический видоискатель;
  • матрица с высоким разрешением (от ½”);
  • для съемки предпочтительны ручные настройки.

Все вместе позволяет получить снимки высокого качества, которые так ждут от профессионалов. Чтобы понять, нужно ли покупать такой фотоаппарат для себя, следует более подробно разобраться в каждом из этих качеств.

Итак, как работает «зеркалка»? Изображение через сложную систему оптики (в этих фотоаппаратах она всегда стеклянная) отражается в зеркале, которое расположено под углом 45 градусов по отношению к видоискателю. В итоге фотограф видит ту же картинку, что получиться на готовом снимке. Отклонение составляет не более 5%. Таким качеством не могут похвастаться даже любимые некоторыми профессионалами пленочные фотокамеры.

Как только фотограф через видоискатель видит нужную ему картинку, он нажимает спуск затвора. В эту же секунду зеркало поднимается, и свет попадает на матрицу. Раздается характерный щелчок, и снимок сделан. Между временем срабатывания затвора и нажатием кнопки проходит меньше секунды, что позволяет снимать движущиеся объекты и делать серийную съемку.

Однако без матрицы с высоким разрешением получить качественный снимок достаточно сложно. Даже в самых дешевых «зеркалках» она не меньше ½”. Профессионалы же предпочитают выбирать модели с полноразмерной матрицей. Что это дает в итоге? Конечно, более реалистичные и качественные снимки. Чем больше матрица, тем больше фотоэлемент, а значит, и лучше его фотоэлектрические характеристики.

Еще один момент, на который следует обратить внимание при покупке зеркального фотоаппарата, – это съемный объектив. В случае полупрофессиональной техники обычно один включен в комплект, с некими усредненными параметрами

Однако если речь идет о зеркальном фотоаппарате для профи, то обычно продается только «тушка». А вот комплект объективов (обычно для расширения его возможностей нужно 2-3 штуки) приобретается отдельно.

Последнее качество всех зеркальных фотоаппаратов – это ручные настройки съемки. Для профессионалов это, несомненно, преимущество. Ведь они могут настроить все, как требуется. А вот обывателю это может показаться сложным. Без подготовки снимать «зеркалкой» качественные снимки сложнее, чем «мыльницей». Однако в полупрофессиональной технике учтен этот факт, и управление сделано интуитивно понятным. К тому же основные кнопки управления выведены на корпус, что позволяет легко и быстро настроить нужный режим съемки.

Пожалуй, по-прежнему главным недостатком «зеркалок» остается высокая цена. Некоторые модели недоступны даже профессионалам. Ценник на них начинается от 20 тысяч рублей. А ведь нужны еще объективы и другие расходные материалы (карты памяти, элементы питания, кабели и т.п.). Причем на профессиональные фотокамеры цена уже будет не менее 50-60 тысяч рублей. Конечно, далеко не каждый решится выложить такую сумму за фотоаппарат для себя.

Гибридные фотоаппараты

В последние годы появились еще так называемые гибриды или «беззеркалки», значительно потеснив с рынка другие виды цифровых фотоаппаратов. Они также, как и зеркальные камеры, позволяют получать качественные снимки. Однако в основе их работы лежит немного другой принцип съемки, которому не требуется наличие зеркала. В остальном же это все та же «зеркалка». Чтобы понять плюсы и минусы гибрида, следует внимательно изучить его технические характеристики.

Этот тип фотоаппаратов не зря получил такое название. Он в себе совмещает преимущества компактов и «зеркалок», а именно:

  • компактные размеры;
  • съемный объектив;
  • большая матрица (как у бюджетных «зеркалок»);
  • доступная цена.

Именно благодаря тому, что производителю удалось убрать зеркало и систему призм, размеры гибридного фотоаппарата сравнимы с компактами. Это же позволило снизить стоимость. Сегодня хороший гибрид можно купить за ту же сумму, что и бюджетную «зеркалку»

Конечно, это привело к тому, что многие обратили свое внимание на подобные фотоаппараты. Особенно те, кто приобретает технику для собственных нужд

Правда, чтобы сделать гибрид меньше, производитель еще отказался от оптического видоискателя в пользу дисплейного. Иногда его дополняет оптический параллаксный. Конечно, это является недостатком. Однако на качестве снимков это никак не отражается. Ведь в большинстве гибридов матрица с хорошим разрешением как у бюджетных зеркальных фотоаппаратов. В последние год-два появились гибридные камеры и с полноразмерной матрицей.

Чтобы еще больше их приблизить к зеркальным фотоаппаратам, производители снабдили гибриды съемными объективами. Это без сомнения — плюс. Правда, один все же будет в комплекте. Как и в случае с «зеркалками», он будет с некими усредненными параметрами. Для особых вариантов съемок уже потребуется дополнительный объектив. И, конечно, в гибридных фотокамерах отдается приоритет ручным настройкам.

Из недостатков этих фотоаппаратов еще можно отметить быстрый расход элементов питания. В основном это связано с тем, что используется электронный видоискатель. Также много энергии расходуется во время срабатывания затвора. В отличие от «зеркалок», он бесшумный. Скорость его срабатывания, правда, немного ниже, чем у аналогичных зеркальных камер.

В целом же можно рекомендовать гибриды тем, кто хотел бы получать хорошие снимки, но не готов выкладывать круглую сумму. Конечно, он подходит для любительской фотосъемки и даже для профессиональной, но с некоторыми ограничениями. Некоторые фотографы даже имеют в арсенале одну такую камеру для тех случаев, когда взять с собой «зеркалку» не позволяют размеры.

Механизм отработки выдержки, затвор.

Не будем останавливаться на конструкциях затворов, для фотолюбителя не имеет особого значения данный показатель. В технических характеристиках фотоаппарата указывается диапазон выдержек, который может отрабатывать конкретный фотоаппарат.

Для специальных видов съёмки имеет большое значение наличие длинных выдержек на фотоаппарате и наличие коротких , например таких 1/8000 сек

Для любительской съемки важно умение применения данного показателя для разных видов съёмки: спортивной, пейзажно и т.п. Данный показатель указывается например так: 30–1/8000 с (с шагом 1/2 или 1/3 ступени), ручная выдержка )

Соотношение сторон кадра

ФорматРазрешение (в пикселях)Соотношение сторонРазвёртка
1MP/720P1280×72016:9Прогрессивная
SXGA/960P1280×9604:3Прогрессивная
1.3MP1280×10245:4Прогрессивная
2MP/1080P1920×108016:9Прогрессивная
2.3MP1920×120016:10Прогрессивная
3MP2048×15364:3Прогрессивная
4MP2592×152016:9Прогрессивная
5MP2560×19604:3Прогрессивная
6MP3072×20483:2Прогрессивная
4K Ultra HD3840×216016:9Прогрессивная
8K Ultra HD7680×432016:9Прогрессивная

Соотношение сторон кадра для разных разрешений матрицы

Соотношение сторон кадра напрямую зависит от соотношения сторон матрицы. Наиболее распространенные — 16:9 и 4:3. Современные мониторы, как правило, сами — формата 16:9, поэтому формат 4:3 — не самый удачный, кроме того, как правило область интереса находится в центре кадра, а не сверху и снизу. Поэтому формат 16:9 — наиболее распространен.

«Коридорный» формат

Это всего-лишь «повернутое» на 90° изображение (9:16; 3:4 и т.п.). Коридорный формат удобен для ряда локаций — просмотра длинных коридоров, периметра промышленного предприятия (забора) и др. Для применения такого формата камера должна иметь возможность поворота объектива на 90° либо установки всей камеры «на боку». Процессор камеры должен уметь формировать поток, повернутый на 90° в обратную сторону.

Пример раскладки камер «коридорного» формата

Зеркальные камеры Canon EOS: для любителей

Зеркальный фотоаппарат Canon EOS 760D: солидная модель среднего класса с хорошим оснащением и качеством изображения.

Четырехзначные модели Canon EOS предлагают бюджетное введение в мир цифровых зеркальных фотоаппаратов. Благодаря многочисленным сюжетным опциям и соответствующим функциям легко научиться пользоваться зеркальной фотокамерой. Благодаря небольшому весу камер начального уровня и их компактности даже профессионалы иногда работают с ними, особенно в путешествиях.

Тем, кто хочет больше функциональности и более мощный сенсор, стоит обратить внимание на модели Canon EOS с трехзначным номером. Эти модели ориентированы в первую очередь на любителей, но имеют такие полезные дополнительные функции, как поворотный дисплей, сенсорный экран, а также отличаются меньшим уровнем шума при более высоких уровнях светочувствительности

Если вы собираетесь купить свою первую зеркальную фотокамеру, вам нужно обратить внимание на комплектный объектив: обычно это классический 18-55 мм. Вы можете сразу же приступить к съемке, а 3-кратный зум даст вам несколько отличных вариантов кадрирования

Развёртка

Сложно объяснить, что такое развёртка для человека 21 века Существует чересстрочная и прогрессивная развертка. Чересстрочная развертка — наследие вещательных телевизионных стандартов (PAL, NTSC) — и сейчас почти не используется. Суть чересстрочной развертки на картинке:

Чересстрочная развертка

Основная идея чересстрочной развертки была уместить полосу сигнала стандарта цветного телевидения в полосу сигнала черно-белого старта (что выглядит как каприз потребителей — «втиснете» в 4 раза больше информации в ту же полосу частот для совместимости стандартов черно-белого и цветного телевидения).

Понятно, что для видеонаблюдения (которое не является вещательным и передается, как правило, по кабелю) — это полнейшая бессмыслица, поэтому чересстрочную развертку можно встретить разве что в очень старых аналоговых камерах стандартов CVBS (PAL, NTSC) либо в дешевых аналоговых видеодомофонах тех же стандартов. 

Зеркальные фотоаппараты

Зеркальные фотоаппараты – это устройства, позволяющие полностью контролировать процесс съемки. Аббревиатура зеркалок – DSLR (от англ. Digital Single-Lens Reflex Camera – цифровая однообъективная камера с зеркальным видоискателем). В любой зеркалке изображение через объектив попадает на зеркало, а дальше переотражается в пентапризме. В результате фотограф в видоискателе видит качественную картинку, проходящую через объектив, которая отражает то, что происходит именно в этот момент времени. Также с помощью видоискателя можно наглядно оценить глубину резкости, точность работы автофокуса, рисунок получаемого боке. Именно за видоискатель так ценят зеркалки.

Зеркальные камеры обладают крупными матрицами формата APS-C (около 24х16 мм) и FF (Full Frame – полнокадровые матрицы с размерами около 36х24 мм). Это обеспечивает отличное качество изображения. Пока мы просто условились, что чем больше матрица, тем лучше. Позже разберемся конкретно, чем именно.

В зеркальных камерах в наличии быстрая фокусировка на основе фазовых датчиков. Этот факт наряду с отличным видоискателем, отображающим происходящее в режиме реального времени, позволяет снимать динамичные сюжеты. Благодаря небольшому количеству электроники заряд батареи расходуется экономно и его с легкостью хватает на 700-1000 кадров (и даже намного больше), что для беззеркалок – недостижимая величина (там съемка ограничивается 300-350-ю кадрами).

Естественно, у популярных зеркальных систем имеется огромный парк объективов с любыми характеристиками и стоимостью. Это дает большой простор для творчества.

Среднеформатные фотоаппараты как подвид зеркалок

Выше было сказано, что у зеркалок два размера матриц – формата APS-C и FF. Так вот есть еще среднеформатные зеркальные камеры, у которых размер сенсора (матрицы) превышает FF (36х24 мм). Это 45х30 мм, 44х33 мм, 44х36 мм, 48х36 мм, 53.7х40.3 мм и 56х41.5 мм. Такая большая площадь матрицы позволяет добиться феноменального качества изображения, но большие сенсоры стоят очень дорого. Отсюда запредельная стоимость камер (исчисляется в тысячах и десятках тысяч $), продается в небольшом количестве специализированных магазинов, обладает рядом особенностей и поэтому зачастую недоступна даже профессиональным фотографам.

Среднеформатные камеры могут выполняться с несменной матрицей – такой тип представляет из себя очень большие зеркалки и со сменными цифровыми задниками. Ниже вы можете видеть пример цифрового задника.

Цифровой задник (или просто цифрозадник) представляет собой съемный модуль, в который встроена матрица, процессор и вся электроника, экран, органы управления, разъем для флешки и аккумулятор. В этом случае камера состоит из трех частей: цифрозадника, корпуса и объектива. Причем камеру можно собрать из разных “комплектующих” под конкретный тип съемки.

Среднеформатные камеры обладают следующими преимуществами: высоким разрешением, низкими шумами, минимальной глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП), большой глубиной цвета и динамическим диапазоном, обычные объективы на таких камерах обеспечивают очень широкий угол. В общем преимуществ масса, но в противовесе находятся очень большой размер и вес, отсутствие серийной съемки (или только на очень низкой скорости) и огромная цена как на камеры, так и на аксессуары.

Резюме: зеркалки обладают отличным видоискателем, большими матрицами, быстрой фокусировкой, огромным парком оптики и всевозможных аксессуаров (вспышек, светофильтров, батарейных блоков и т.п.), выверенной эргономикой и длительным временем работы. Все это позволяет фотографу снимать любые сюжеты и полностью контролировать процесс съемки. Расплачиваться за такое “добро” придется стоимостью, большими габаритами и весом.

Часть первая. Увеличивает ли кроп-фактор способность объективов «приближать»?

Поскольку я занимаюсь фотографией дикой природы, часто бывает просто невозможно подойти ближе к объекту съёмки (из-за риска испугать животное или птицу). И тут во всесь рост встаёт проблема нехватки фокусного расстояния объективов (говоря простым языком — способности оптики «приближать удалённые объекты»). На заре цифровой фотографии, было крайне распространено мнение, что камеры с «кропнутой» матрицей увеличивают фокусное расстояние объективов в кроп раз. Тут я постараюсь объяснить, почему неправильно так думать.

Сейчас у меня есть две камеры. Одна полноформатная — Canon EOS 5D Mark II, вторая с кроп-фактором 1,6х — Canon EOS 20D. Кроп-фактор 1,6, означает, что диагональ матрицы 20D в 1,6 раза меньше, чем диагональ матрицы 5D MarK II. 43mm разделить на 27mm равно 1,6.

С кроп-фактором разобрались. Матрица уменьшилась. Но оптика то осталась прежней. Объектив, например, 300мм подходит как к 20D, так и к 5D Mark II. Что будет, если один и тот же кадр снять на 5D Mk II и на 20D? Самая наглядная и точная метафора — взять большой напечатанный кадр, и вырезать из него середину ножницами. Какая разница, резать матрицу или уже готовый кадр? Вот так:

Конечно, на вырезанном кадре птица выглядит крупнее. Часто, начинающими фотографами, это свойство кропа ошибочно воспринимается как плюс. Но на самом деле, плюсом вовсе не является. Зачем спешить, и «вырезать кадр» до съёмки? А если птица подлетит ближе, или нам захочется вырезать не середину, а край снимка? На полноформатной матрице мы можем резать как угодно, а можем вообще не резать. А вот кроп вариантов уже не оставляет. Вылезшие за край кадра крылья уже не вернуть, и потенциально хороший снимок отправляется в корзину.


примеры основных кроп-факторов: 1.3х, 1.6х и 2х

Спорить, что лучше, кроп или полный формат я тут не стану. Кроп может быть дешевле или быстрее. Тут у каждого своё решение. Вместо ненужных споров, предлагаю ответить на вопрос, какая характеристика камеры может по-настоящему способствовать качественному приближению? И ответ прост — плотность пикселей (столбик dpi в таблице). Для того, чтобы понять, почему это так, давайте рассмотрим ещё один пример из жизни. В этот раз, для удобства, возьмём две полноформатные камеры — 5D и 5D Mark II

Особо подчеркну, что для конечного результата совершенно не важно, полный формат у нас или кроп, тут играет роль только один параметр — плотность пикселей. У 5D это 3101 dpi, у 5D Mark II — 3955 dpi

Представьте сафари: яркий солнечный день, низкая чувствительность ISO, отличная оптика. И вдруг мы видим дикого леопарда в 100 метрах от нас. Делаем снимок, и зверь скрывается. 100 метров — это далеко. Для того, чтобы кадр хорошо смотрелся, нам волей-неволей придётся сильно кадрировать, оставив 1/10 от полного кадра (для простоты подсчёта). Математика подсказывает, что кадр с камеры 5D (12мп) после кадрирования будет состоять из 1,2мп (12 разделить на 10), что очень мало и не годится для качественной печати

А вот снимок с 5D MII (21мп) будет состоять из 2,1 мп, что уже значительно лучше! И я ещё раз хочу подчеркнуть — совершенно не важно, кроп у нас, или полный формат. 20D, у которой плотность 3955dpi (как и у 5D Mark II), аналогичный кадр, в тех-же самых условиях, тоже состоял бы из 2,1 мп

Несмотря на то, что матрица там всего 8 мегапикселей. Тут играет роль только плотность пикселей.

Леопарда снять одновременно с двух камер не представляется возможным, поэтому я попробовал тест попроще, чтобы наглядно показать разницу от плотности пикселей. Два тестовых кадра, были сняты со штатива, с одинакового расстояния, с одинаковой оптики, с одинаковым фокусным расстоянием:


полный кадр выглядел так при очень сильном приближении становится видна разница

Это не сравнение 450D против 1D Mark III. Это сравнение 3514 dpi против 4888 dpi. В этих условиях, аналогичный результат будет на любой другой паре камер с подобной плотностью пикселей. Просто когда я писал статью, у меня были именно эти две камеры, вот и всё. Ps:

  1. Тесты проводились в хороших условиях, и рассматривались под большим увеличением. В реальной жизни, скорее всего, разница будет заметна ещё меньше. Стоит оно того или нет, решать только вам.
  2. Разумеется, качество 21 мегапикселя 5D Mark II, в сравнении с 12 мегапикселями 5D, будет заметно не только при сильном кадрировании. Надеюсь, это и так всем понятно.

Часть вторая. Меньше пиксель — больше шум

Из первой части можно сделать вывод — давайте наращивать плотность пикселей, что бы картинка была лучше. Но не всё так просто. Чем больше плотность пикселей, тем меньше площадь каждого конкретного пикселя (такой столбик тоже есть в таблице). Чем меньше площадь пикселя, тем меньше фотонов света он улавливает. Фотоны — это полезный сигнал. Чем их меньше, тем хуже соотношение сигнал/шум, тем хуже чувствительность камеры.

Скажу просто — камеры, которые мне приходилось тестировать, с размером пикселя менее 6 микрон, имеют плохую чувствительность и более высокий шум. Это моё мнение, мой опыт. Пока что никаких исключений в этом правиле я не видел. Возможно, когда-нибудь, технологии позволят делать новые камеры более чувствительными, но пока так. Возникает вопрос, что выбрать? Плотность пикселей или чувствительность? Тут всем придётся искать свой собственный ответ. Кому интересно моё мнение, смотрите следующие два абзаца, но… никому его не навязываю. 🙂

Я проанализировал свои снимки, за последние несколько лет, размышляя, может ли большая плотность пикселей увеличить качество моих снимков. Результат оказался очень неожиданным: снимков, качество которых можно улучшить за счёт плотности пикселей, оказалось крайне мало. Помимо моих кривых рук, виной тому стали многие естественные факторы – шумы, шевелёнка, качество оптики, “воздух”, не точный АФ и пр. Причём, 90% снимков, которые можно было бы улучшить повышенной плотностью пикселей, в улучшении и не нуждались – все они и так обладали достаточным качеством.

Показательно, что большая часть некачественных фотографий страдала из-за недостатка чувствительности. Шевелёнка и шумы мне, как фотографу дикой природы, сейчас мешают гораздо сильнее. 16-25 мегапикселей на полном формате — мой идеал на сегодняшний день.

Также не стоит забывать про ДД – динамический диапазон, который очень тесно связан с шумами, т.к. они ограничивают его в тенях. Меньше пиксель — меньше и ДД. Выводы тут каждый сам для себя сделает. А тех, кому важнее окажется плотность пикселей, я хочу предупредить об ещё одном коварном враге, который будет вечно подстерегать Вас, и от которого Вам не скрыться. По крайней мере в этой Вселенной. Это дифракция…

Заключение

Выбор зеркального фотоаппарата — довольно нетривиальная задача. Но определиться с уровнем техники, как выясняется, не так уж и сложно. Для большинства повседневных задач подойдет полупрофессиональный прибор. Если же пользователь развил в себе навыки фотографии, изучил методы ее обработки, сформировал свой уникальный стиль и востребован как специалист, то можно задуматься о приобретении полноценной профессиональной техники и комплектующих. К тому же, современный рынок способен предложить т.н. средний формат фотоаппаратов. Это небольшие устройства компактных размеров, чем-то отдаленно напоминающие мыльницу, предназначенные для выполнения профессиональных задач.

Основные отличия между категориями фототехники заключаются в технической составляющей и возможности улучшения прибора. Если для бюджетной стартовой версии покупать дорогую оптику просто не имеет смысла, железо просто не сможет использовать ее возможности, то в случае с профессиональной зеркалкой бессмысленно экономить на улучшениях.

Небольшими партиями выпускаются приборы, обладающие дополнительным (военным) стандартом защиты, как правило, это IP67 или IP68. В документации можно отыскать, что такая взрывозащищенная камера способна выдерживать экстремально высокие и низкие температуры, падение с высоты и погружение в воду. Спрос на такие зеркалки небольшой, но постоянный. Как правило, защищенную аппаратуру приобретают профессиональные фотографы для работы в сложных условиях, где обычная техника может легко выйти из строя. Минусом такой аппаратуры служат ее большие габариты.

Перед выбором зеркального фотоаппарата следует как можно лучше изучить все особенности понравившееся модели, а также ознакомиться с базовой информацией о показателях техники. Владение зеркалкой требует от пользователя наличия определенных навыков, которые можно получить, потратив время на обучение искусству создания профессиональной фотографии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий